Материалы

МУЗЫКА, вид иск‑ва, в к‑ром средством воплощения худ. образов служат определённым образом организованные по высоте и последовательности муз. звуки, а также шумы. Вместе с распространением и пропагандой, науч. исследованием M. и муз. критикой, подготовкой кадров, тв‑во, исполнительство и восприятие образуют муз. культуру общества.

Проф. муз. иск‑во Башкортостана, опирающееся на нар. муз. тв‑во, наследие мировой культуры, формируется с нач. 20 в. До революции 1917 у башкир развивалось гл. обр. устное муз.-поэтич. тв‑во, проявлявшееся в тв‑ве певцов (йырау), кураистов, сэсэнов и представленное в разл. формах и жанрах музицирования (вок. и на народных музыкальных инструментах). Присоединение Башкортостана к России, основание воен. крепостей и городов, приток нас. из центр. России обусловили появление новых форм бытования М. Муз. и концертная жизнь отражалась в материалах местных газет. На развитие муз. жизни края в кон. 18 в. оказали влияние ссыльные польские конфедераты; они организовали один из первых оркестров, ввели в быт местного общества вечера с М. и танцами, ставили муз. спектакли, преподавали муз. дисциплины. Среди них пианист и дирижёр Л.К.Новицкий (педагог В.В.Тимановой).

С Уфой связаны детство, юность и тв‑во рус. композитора А.Н.Верстовского. Отечественная война 1812 и восстание декабристов способствовали демократизации культуры и иск‑ва: баш. воины — участники битв с наполеоновской армией, вернувшись на родину, привнесли в нац. М. элементы рус. и европ. М. Интерес рус. музыкантов к баш. нар. музыке возник в 1‑й пол. 19 века. А.А.Алябьев, находившийся в ссылке в г.Оренбург в 1833—35, записал баш. и тат. нар. напевы, создал “Башкирскую увертюру” для симф. оркестра, вок. цикл “Азиатские песни” на основе баш. наигрышей.

В 1850‑е гг. в городах Поволжья концертировал рус. виолончелист К.Б.Шуберт, написавший Струнный квартет, где использовал рус., баш., тат. и др. нар. мелодии, финал квартета построен на варьировании марша “Перовский”. С кон. 2‑й пол. 19 в. проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов (Р.Г.Игнатьев, скрипач Д.Н.Севастьянов и др.), развивается традиция домашнего музицирования, осуществляется муз.-просветит. работа любительскими муз. об‑вами, кружками нац. лит‑ры и иск‑ва и др., заметную роль среди к‑рых сыграли Общество любителей пения, музыки и драматического искусства, а также медресе “Галия", в к‑ром под рук. преподавателя В.Клеменца были созданы хор и оркестр.

В 1890 в Уфе состоялись первые выступления Ф.И.Шаляпина. Музыкальной этнографией занимались Игнатьев, Г.Х.Еникеев, А.И.Оводов и др. Новым этапом в исследовании баш. музыки стали сб‑ки “Башкирские и татарские мотивы" М.И.Султанова, “Музыка и песни уральских мусульман с очеркомих быта". В 1901 изд‑во М.П.Беляева опубликовало сб. обработок нар. песен “Мусульманские песни" (в т.ч. ок. 50 баш.), осуществлённых А.Т.Гречаниновым.

В 20—30‑е гг. 20 в. создаются Музыкальная школа №1, Уфимское училище искусств, Башкирская студия при Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Муз. оформление спектаклей Башкирского театра драмы осуществляли Х.Б.Ахметов, М.М.Валеев, Х.К.Ибрагимов, К.Ю.Рахимов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнит. иск‑ва связано с деят‑стью Г.С.Альмухаметова  и Ю.М.Исянбаева. Наряду с показом спектаклей в Башкирском Передвижном театре проводятся агитационные концерты. При об‑ве по изучению быта, истории и культуры Башкирии (см. Общество по изучению Башкирии) создаётся искусствоведч. секция, в к‑рую входили Альмухаметов, С.Габяши, А.С.Ключарёв, И.В.Салтыков, внёсшие большой вклад в изучение баш. муз. фольклора, развитие жанров проф. музыки. Были открыты Баш. театр оперы и балета, Баш. филармония, создан Союз композиторов.

Значит. вклад в муз. культуру респ. внесли жившие в Уфе в годы Великой Отечественной войны Ф.Е.Козицкий, А.Э.Спадавеккиа, Л.Б.Степанов, Н.И.Пейко, Н.К.Чемберджи, А.А.Эйхенвальд. На сцене БГТОиБ были поставлены оперы “Айһылыу” (“Айхылу") Валеева и Пейко, “Ватан өсөн” (“За Родину") Ибрагимова и Козицкого, “Мәргән” (“Мэргэн") и “Ашҡаҙар” (“Ашкадар") Эйхенвальда, “Ҡарлуғас” (“Карлугас") Чемберджи, “Акбузат", балет “Журавлиная песнь". Широко развернулась концертно-просветит. деят‑сть артистов БГТОиБ и филармонии, музыкантов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в муз. жизни респ. стало исполнение в 1942 в Уфе 1‑й ч. “Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в переложении для духового оркестра под рук. И.В.Петрова и приезд автора в Уфу. Композиторами была создана серия песен-листовок для солдат-фронтовиков, а также подготовлен сб. песен “Башкирские композиторы — Красной Армии".

В 50‑е гг. наряду с созданием песен и романсов композиторы уделяют особое внимание развитию хоровой музыки, симф. и камерно-инстр. М. Большим событием в худ. жизни респ. были постановки балетов “Горная быль" Ключарёва, “Горный орёл", “Гульназира", “Люблю тебя, жизнь", “Черноликие" Х.Ш.Заимова и А.Г.Чугаева, опер “Салават Юлаев", “Шаура" и музыкальной комедии “Ҡоҙаса” (“Свояченица”) Исмагилова, оперетты “Бер ҡабынһа ғашиҡ уты” (“Когда приходит любовь”) Ш.З.Кульборисова.

Итогом развития культуры в послевоен. годы явилась Декада башкирской литературы и искусства (Москва, 1955). Активизации муз. жизни респ. в 60‑е гг. способствовало открытие Уфимской академии искусств и создание Хоровой капеллы. В 70‑е гг. баш. муз. тв‑во обогащается соч. молодых композиторов: М.Х.Ахметова, А.Х.Габдрахманова, Р.Х.Газизова, Е.Н.Земцова, Л.З.Исмагиловой, Р.М.Хасанова, Д.Д.Хасаншина, С.Г.Шагиахметовой. В БГТОиБ были поставлены оперы “Агидель тулкындары", “Акмулла", “Замандаштар", “Урал ильселэре", “Чёрные воды" и “В ночь лунного затмения" С.А.Низаметдинова, балеты “Страна Айгуль", “Легенда о курае" Хасанова, “В ночь лунного затмения". Разл. жанры симф. музыки представлены в тв‑ве Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, А.Р.Сальмановой и др.

В кон. 90‑х гг. расширилась тематика хоровой и вокальной музыки, более разнообразными стали средства и приёмы композиторского письма; появляются балеты “Ходжа Насретдин” Исмагиловой, “Похищение девушки” А.Т.Каримова, “Прометей” Р.Н.Сабитова, оперы “Кахым-туря”, “Мemento” Низаметдинова, песни, хоры, пьесы для разл. инструментов и инстр. ансамблей, балеты и оперы для детей (Газизов, Габдрахманов, Н.А.Даутов, Н.Г.Сабитов и др.). Концертную деят‑сть ведут Национальный симфонический оркестр, Национальный оркестр народных инструментов и др. В концертно-театр. жизнь респ. проникают массовые формы муз. культуры (джаз, рок-музыка, эстрадная музыка). В обл. музыковедения и муз. фольклористики разрабатываются актуальные проблемы проф. и нар. музыки.

Взаимному обогащению и укреплению творч. связей способствуют недели, декады и дни литературы и искусства, праздники, фестивали и конкурсы музыкальные, организуемые Музыкальным обществом, Респ. уч.-метод. центром Мин‑ва культуры РБ, уч. заведениями респ. и др. Традиционным стало проведение Фестиваля музыки композиторов Поволжья и Урала, Международного фестиваля балетного искусства им. Р.Нуреева, “Шаляпинских вечеров в Уфе" и др. Свидетельством роста муз. культуры и профессионализма музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на междунар. конкурсах и фестивалях.

Лит.: Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфа, 1992; Музыкальная культура Башкортостана //Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994; Мингазова Э. Дружба, воспетая в песнях //Ватандаш. 2007. №7.

Э.М.Давыдова

Виды искусства

Музыкальные направления 

Музыкальные сочинения

Композиторы

Ансамбли

Текст на башкирском языке

 

См. также

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО РБ
 

 

Яндекс.Метрика