Материалы

НАДЫРГУЛОВ Азат Ахмадуллович (р.1.8.1962, с.Юлдыбаево Зилаирского р‑на БАССР), актёр, режиссёр. Нар. (1997) и засл. (1994) арт. РБ. Член Союза театральных деятелей (1989). Окончил УГИИ (1983; курс Р.В.Исрафилова), ГИТИС (1992; курс А.А.Васильева). В 1983—89 актёр, с 1992 режиссёр, с 1997 худ. рук. БАТД, с 2000 режиссёр, с 1993 и в 2002—04 худ. рук. Нац. Молодёжного т‑ра РБ, одновр. с 1992 преподаватель УГАИ.

Обаяние, вок. данные определяли Н. как актёра лирико-романтич. плана: Нурик (“Хушығыҙ, хыялдарым…” — “Утраченные грёзы” А.К.Атнабаева; дебют, 1981), Сильва (“Өлкән улым” — “Старший сын” А.В.Вампилова), Шараф (“Аҫылйәр” — “Возлюбленная” М.Файзи) и др. Как режиссёр дебютировал в 1992 спектаклем “Талаҡ, талаҡ!” (“Камикадзе”) Ф.М.Булякова. Для режиссёрской манеры Н. характерно использование разл. худ. приёмов: “игровой театр” (шутки-аллегории, реплики апарт, импровизация, вовлечение публики в сценич. действо) — “Илай белмәгән ҡатын” (“Женщина, которая не умела плакать”) по пьесе “Филумена Мартурано” Э.Де Филиппо, “Дурочка” Лопе де Веги, “Ике байҙың хеҙмәтсеһе" (“Слуга двух господ”) К.Гольдони; введение образа рассказчика — “Уйындан — уймаҡ” (“И в шутку и всерьёз”) Ш.Р.Рахматуллина, “Һинд ҡыҙы” (“Индийская насмешница”) Г.Ш.Каюмова, “Чайка” А.П.Чехова; вставные сценич. композиции, иллюстрирующие прошлое или будущее персонажей — “Аты барҙың — дәрте бар” (“Любви все возрасты покорны”) Н.Гаитбая, “Айгуль иле”. Значит. место в тв‑ве Н. занимают спектакли о баш. ист. личностях: “Салауат” (“Салават”) по трагедии “Салауат. Өн аралаш ете төш” (“Салават. Семь сновидений сквозь явь”) М.Карима, “...Шайморатов-генерал” (“...Шаймуратов-генерал”) и “Дала ҡиссаһы” (“Половецкая мистерия”) Булякова, в к‑рых философски звучат темы духовного одиночества, свободы жизненного выбора, ответственности перед народом. На сцене Стерлитамакского театра драмы поставил спектакль “Бермуд өсмөйөшө” (“Бермудский треугольник”) Р.Кул-Давлета, Сибайского театра драмы — “Эңер төшкәндә” (“Сумерки”) Н.Гаитбая, “Сулпана” — “Урал-батыр” по мотивам эпоса “Урал-батыр”. Режиссёр мн. театрализ. представлений, концертов, в т.ч. в рамках 1‑го Всемирного курултая башкир [см.“Всемирный курултай (конгресс) башкир”)], Дней РБ в Москве (1997). В период худ. рук‑ва Н. в ТЮЗе формировался актёрский состав, репертуар, ориентир. и на взрослую аудиторию, что способствовало худ. единению баш. и рус. трупп и переименованию т‑ра в Национальный Молодёжный театр РБ.

Лит.: Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр в пьесах, спектаклях и лицах (драматическая сцена Башкортостана в 70—90‑е годы ХХ века). Уфа, 2002.

Т.Д.Бабичева

Яндекс.Метрика