Материалы

МАГАДЕЕВ Макарим Адгамович (23.12.1901, д.Ниж. Ока Бугульминского у. Самарской губ. — 10.7.1938, Уфа), актёр, режиссёр. В 1917—21 участник разл. передвижных антреприз, актёр красноарм. т‑ра при политотделе 5‑й Армии, Уфим. гос. тат.-баш. показат. т‑ра (см. Показательный татаро-башкирский театр). С 1922 учился в Центр. техникуме театр. иск‑ва (Москва), одновр. работал в Моск. центр. тат. рабочем т‑ре, в 1926—37 преподаватель и зав. уч. частью театр. отделения Баш. театрально-худ. уч‑ща, одновр. с 1930 актёр, режиссёр, с 1933 худ. рук. БАТД.

М. вошёл в историю баш. театра как реформатор нац. сцены: содействовал развитию проф. театр. культуры, актёрского мастерства, утверждая худ. принципы К.С.Станиславского, изменил репертуар т‑ра, репетиц. процесс. Осн. роли: Исмагил, Шаймак (“Янгура”), Галим (“Алатау”; обе — А.М.Тагирова), Исмагил (“Галиябану”), Отелло (одноим. пьеса У.Шекспира) и др. Как режиссёр гл. обр. ставил спектакли по произв. классиков, осн. внимание уделяя т.н. действенному анализу: “Юлбаҫарҙар” (“Разбойники”; дебют, 1928) и “Мәкер һәм мөхәббәт” (“Коварство и любовь”) Ф.Шиллера, “Һарыҡ шишмәһе” (“Овечий источник”) Лопе де Веги, “Тикшереүсе” (“Ревизор”) Н.В.Гоголя, “Борис Годунов” А.С.Пушкина, “Төшөмлө урын” (“Доходное место”) А.Н.Островского. При постановке произв. сов. драматургов — “Алатау” и “Сибиряк Ғилман” (“Сибиряк Гильман”) Тагирова, “Пандар илендә” (“В стране панов”) С.М.Мифтахова, “Портфель” Н.Исанбета, “Һинд ҡыҙы” (“Индианка”) Г.Хамида, “Гута” Г.Я.Кобца и др. — стремился к жизненной достоверности и убедительности. Большой обществ. резонанс вызвал спектакль глубокого полит. подтекста “Һуңлаған фарман, йәки валидовсылыҡ” (“Запоздавший приказ, или валидовщина”) Ш.Х.Усманова. Среди учеников Г.Б.Абзгильдина, З.И.Бикбулатова, Т.М.Бикташева, В.Г.Галимов, З.С.Игдавлетов, Б.Г.Имашев. Репрессирован (1937), расстрелян (1938). Реабилитирован в 1957.

Соч.: Театр тураһында: мәҡәләләр йыйынтығы. Өфө, 1962.

С.С.Саитов

Яндекс.Метрика