Материалы

ШУЛЬГАН (Шүлгән), баш. мифол. образ. В эпосе “Урал-батыр” ст. сын Янбирде и Янбики (см. Первопредок), брат-антагонист Урал-батыра. Эти люди были бессмертны, как и боги верхнего мира Самрау, Кояш (Ҡояш — Солнце), Ай (Луна), Хумай. В среднем мире царил священный обряд: Янбирде и Янбика поедали голову убитого ими на охоте хищника-самца; в пойманное травоядное животное вонзали пиявку, из крови, собранной ею, готовили напиток, к‑рый хранили в ракушке. Кровь давала первобытному охотнику. мистич. силу животных-тотемов (см. Тотемизм). Только пройдя ритуал посвящения по достижении определённого возраста, можно было прикоснуться к напитку (не прошедшему обряд инициации это запрещалось). Ш. нарушил табу, и мир первых людей погрузился в хаос, люди стали смертными, а душа Ш. стала темнеть, т.к. силы зла завладели ею. Янбирде отправил сыновей верхом на львах на поиски источника вечной жизни Яншишма (Йәншишмә; баш., букв. — живой родник, Родник души), а Смерть велел найти и убить. Отправившись в долгий путь, братья вступили в борьбу двух противоположных сил, олицетворением которых они стали (дуализм, близнечный миф): Урал – светлых сил добра Якшылык (Яҡшылыҡ), Ш. — тёмных сил зла Яманлык (Яманлыҡ). Цари тёмных царств Кахкаха и Азрака опасались появления батыра, к‑рый сможет завладеть сердцем Хумай и получить в качестве приданого булатный меч, небесного тулпара Акбузата — это привело бы к тому, что силы Якшылык станут ещё сильнее. Поэтому они подговорили Ш. попросить Урал-батыра уступить ему Хумай. Но Хумай, разгадав сущность Ш., отвергла его. Отобрав у Урал-батыра волшебный посох, Ш. с его помощью затопил небесное царство Самрау. Так началась битва тёмных и светлых сил. После гибели Азраки Ш. занял его место, вместе с дию скрылся от батыров в озере, к‑рое башкиры стали называть оз.Шульган. В качестве царя Подводного мира Ш. фигурирует и в др. баш. эпосах (“Акбузат”, “Акхак-кола”, “Кара-юрга”, “Кунгыр-буга”), где он владеет бесценными породами лошадей и скота. Согласно легендам, из оз.Шульган (находится ок. д.Гадельгареево Бурзянского р‑на) вышел весь домашний скот, отсюда его второе назв. “Йылкысыккан” (Йылҡысыҡҡан; от баш. йылҡы — конь, лошадь и сыҡҡан — вышел). Ш. является действующим лицом эпоса “Минәй батыр менән Шүлгән батша” (“Миняй‑батыр и царь Шульган”).

Ш.Р.Шакурова


Персонажи башкирской мифологии

См. также

ПЕРВОПРЕДОК

Яндекс.Метрика