Материалы

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (3.10.1814, Москва – 15.7.1841, г.Пятигорск, перезахоронен в 1842 в с.Тарханы Пензенской губ.), рус. поэт. В тв‑ве Л. тесно переплелись гражд., филос. и глубоко личные мотивы. Он ввёл в рус. поэзию интонации стиха, отмеч. героич. звучанием, небывалой энергией выражения мысли и чувств, широкой и своеобразной мелодичностью. Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности отражены в стих. ”Дума” (1838), ”И скучно, и грустно” (1840), ”Пророк” (1841), в поэме ”Мцыри” (1839) и др. Произв. ”Бородино” (1837), ”Поэт” (1838), ”Родина” (1841) и др. пронизаны патриотизмом, гражд. пафосом. Поэма ”Демон” (1839) – символич. воплощение идеи бунта личности против несправедливости, трагедия одиночества. Роман ”Герой нашего времени” (1840), насыщ. глубоким обществ. и психол. содержанием, – вершина реализма в тв‑ве Л. В нек‑рых произв. писателя нашла отражение баш. тема. В романе ”Вадим” (1833–34, неоконч.), посв. событиям Крестьянской войны 1773–75, упоминается о ”набегах” башкир на Нижегородскую, Пензенскую, Саратовскую, Симбирскую губ. (см. Башкирские восстания 17–18 вв.). В поэме ”Монго” (датируется 1836) поэт представляет себя скачущим на резвом башкирском коне (”Храпя, мотает длинной гривой //Под ним саврасый скакунок, //Степей башкирских сын счастливый”). Многие произв. Л. переведены на баш. яз. (Б.Бикбаем, С.Кулибаем, Х.Мухтаром, Р.Нигмати и др.). По произв. Л. ”Ашик-Кериб” (1837) поставлен спектакль в Башкирском театре драмы, ”Маскарад” (1835) – в Русском театре драмы. На его стихи Х.Ф.Ахметовым написан цикл романсов (1988); образ поэта создан в опере ”Memento” С.А.Низаметдинова. В гг. Уфа, Бирск, Сибай и др. нпп республики именем Л. названы улицы. В Уфе действует ”Лермонтовский центр”.

Соч.: Тамань. Өфө, 1935; Беҙҙең заман герое. Өфө, 1938; Поэмалар. Өфө, 1949.

Лит.: Рахимкулов М.Г. ”Начало всех начал” //Любовь моя – Башкирия. Уфа, 1985.

Р.Б.Ахмадиев

Яндекс.Метрика