Материалы

КРЕСТНЫЕ ХОДЫ, религ. традиция христиан (кроме протестантов); торжественные шествия духовенства и верующих вокруг храмов и монастырей, из одного храма в другой или к к.‑л. назначенному месту с крестом, иконами и хоругвями (православие) или статуями (католицизм) и др. святынями. К.х. возникли в 4 в. в Константинопольской Церкви, откуда в 10 в. традиция была принята Русской православной церковью. К.х. начинаются колокольным звоном, сопровождаются чтением молитв и служением молебнов в памятных местах. К.х. бывают обыкновенные (календарные), устраиваемые регулярно в определ. дни (в Пасхальную заутреню, каждый день после литургии в Пасхальную Седмицу, на престольные и нек‑рые двунадесятые праздники согласно Богослужебному уставу, в честь местных святынь и др.); чрезвычайные – по разрешению епарх. начальства в особых случаях церк. и обществ. жизни (по полям в связи с началом полевого сезона или неурожаем, вокруг селений в связи со стихийными бедствиями, по домам жителей с молебнами о здравии).

В Уфимской Епархии установилась традиция ежегод. календарных К.х. в дни праздников, посв. чудотворным иконам. Наиб. известными до кон. 1920‑х гг. являлись К.х. по Уфимской губернии с Богородско-Уфимской иконой Божией Матери и Табынской иконой Божией матери, по Уфим. и Вятской губерниям – с Берёзовской иконой Святителя Николая Чудотворца. В Уфе обыкновенные К.х. проводились: из Троицкой церкви на р.Белую в Крещение (6/19 янв.) с проведением обряда водоосвящения, в день Преполовенья Пасхи и в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (1/14 авг.); из Воскресенского кафедрального собора в церковь Сошествия Св. Духа при Архиерейском доме в честь её престольного праздника в Духов день, в Александро‑Невскую часовню в день спасения имп. Александра III при крушении поезда в 1888 (17/30 окт.), в Успенский монастырь на праздник Успения (15/28 авг.); из Благовещенского монастыря в Воскресенский кафедральный собор с чтимой иконой Божией Матери Владимирской на её праздник (21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 авг./8 сент.).

В Уфим. епархии были распространены и чрезвычайные К.х., наиб. продолжит. из них проводились по особым указам Святейшего Синода (1851, 1856, 1871, 1879, 1880) с чудотворными иконами Божией Матери: с Богородско‑Уфимской – по нек‑рым сёлам Белебеевского, Бирского, Златоустовского, Мензелинского и Уфимского уездов, с Табынской – в гг. Стерлитамак, Оренбург и соотв. уезды. С кон. 20‑х гг. К.х. были прекращены, в кон. 80‑х гг. возобновлены. В торжеств. обстановке проведён К.х. по Уфе в честь 2‑тысячелетия Христ. церкви (март 2000) от Успенского монастыря до Свято‑Сергиевского кафедрального соборапри участии 2 тыс. чел.; с 2001 ежегодно проводится К.х. на Троицын день вокруг Уфы в честь основания города с посещением храмов сс. Рус. Юрмаш, Дмитриевка и др. Совершаются К.х. в храмы на их престольные праздники.

Лит.: Вера без дел мертва есть. Уфа, 2004.

Н.П.Зимина


ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика