Материалы

КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ, спец. образовательные учреждения для детей с нарушениями в психофиз. развитии. Создаются в целях организации пед. процесса, позволяющего предупредить дезадаптацию детей, обеспечить коррекцию нарушений здоровья и отклонений в их развитии, восполнить недостатки дошкольного развития и первонач. школьного обучения, преодолеть трудности в усвоении уч. дисциплин. Действуют в соотв. с пост. пр‑ва РФ “Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (12 марта 1997) и письмом Мин‑ва образования РФ “О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I–VIII видов" (4 сент. 1997). Находятся в ведении Мин‑ва образования и науки РФ и Мин‑ва здравоохранения РФ.

Содержание образования в К.ш. определяется образоват. программой, разрабатываемой с учётом особенностей психофиз. развития и индивидуальных возможностей детей. Направление детей в К.ш. осуществляется органами управления образованием с согласия родителей или законных представителей и по заключению психолого‑ и медико‑пед. комиссий. Подразделяются на специальные (коррекц.) нач. школы-детсады, школы и школы-интернаты. Существуют К.ш. 8 видов: для глухих; слабослышащих и позднооглохших; слепых; слабовидящих и поздноослепших; детей с тяжёлыми нарушениями речи; с нарушением опорно‑двигат. аппарата; задержкой психич. развития; для умственно отсталых детей. Имеются также школы для детей с сенсорными нарушениями, для незрячих умственно отсталых, для умственно отсталых с отклоняющимся поведением и т.д.; для оказания помощи детям с нарушениями речевого развития существуют логопедич. пункты при общеобразоват. школах. В К.ш. реализуются в зависимости от вида учреждения образоват. программы дошкольного, нач. общего, основного общего, среднего (полного) общего и нач. проф. образования. Выпускники К.ш., имеющих гос. аккредитацию, получают документ гос. образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этой школы.

В Башкортостане одной из первых К.ш. стала Уфимская школа‑интернат №30. Пост. СНК “Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" (1926) определены типы спец. школ, правовое положение учителей этих школ; на основе пост. СНК “О порядке введения всеобщего обязательного обучения в РСФСР" (1927) был издан приказ “О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков" (1931). В 1940 действовала 21 К.ш. (1385 уч‑ся). К.ш. были в осн. начальные, малокомплектные. В кон. 50‑х – 60‑е гг. был осуществлён переход К.ш. на 8‑летний срок обучения, нек‑рые малокомплектные школы с 30–40 уч‑ся были закрыты, общее кол‑во уч‑ся в каждой из школ достигло 150–200 чел., ряд школ реорганизован в школы др. типа. В 1958 в респ. действовало 19 К.ш. (1685 уч‑ся), в т.ч. для глухонемых – 10, слепых – 3, умственно отсталых – 5 и для слабослышащих детей – 1; в 1990 – 33 (5537 уч‑ся), 2010 – 37 (4187 уч‑ся): для уч‑ся с задержкой психич. развития – 3, с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) – 2, речи – 1, опорно‑двигат. аппарата – 1, слуха (глухих и слабослышащих) – 5, интеллекта – 25. Ср. образование слепые и слабовидящие дети могут получить в Уфим. спец. (коррекц.) школе-интернате №28, с нарушением опорно‑двигат. аппарата – Уфим. спец. (коррекц.) школе-интернате №13, с нарушением слуха – Бакалинской спец. (коррекц.) школе-интернате, Уфим. спец. (коррекц.) школе-интернате.

Лит.: Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа 1968.

Р.Г.Аслаева


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Текст на башкирском языке

 

См. также

УФИМСКАЯ ШКОЛА‑ИНТЕРНАТ

УЧИЛИЩЕ ГЛУХОНЕМЫХ

Яндекс.Метрика