Материалы

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО, изготовление монет и медалей. М.и. возникло в 8–7 вв. до н.э. в Лидии и Др. Греции с появлением монет; в 14—15 вв. в Италии появилась медаль – наградной и памятный знак в виде круглой метал. пластинки с рельефным изображением и надписью, посв. общественно значимому событию или лицу. В 20 в. М.и. становится одним из видов скульптуры, к‑рый характеризуют устойчивость иконографич. типов и композиц. приёмов, заданная стандартная форма и наличие аверса – правой и реверса – левой сторон, сочетание изображений с надписями; а также широкое применение символов, эмблем, аллегорий. Медали и монеты выполняются преим. в технике литья из разл. металлов, авторской пластич. массы, а также материалов керамики (терракота, фарфор, бисквит). В 60‑е гг в М.и. авторы обращаются к жанрам натюрморта, пейзажа, бытовому жанру, отходят от стандартных форм и размеров медали; получает распространение плакетка, имеющая прямоугольную форму.

Появление М.и. в Башкортостане относится к кон. 70‑х гг. и связано с тв‑вом Х.М.Хабибрахманова (“Детство”), Н.А.Калинушкина (“Нестеров”; оба – алюминий, 1982), В.Г.Лобанова (плакетка “Солдатские шинели”, гипс, 1980) и В.П.Антипина (плакетка “Футбол”, дерево, 1988). В дальнейшем М.и. развивалось гл. обр. в тв‑ве Калинушкина. Он работал в классич. формах медали и плакетки в пределах традиц. мемор. темы, его медали представляют собой портретный рельеф (лицо или погрудное изображение, реже фигура), в композицию также включается надпись с именем, иногда пейзаж (“Андерсен”, 1980; “Данте”, 1992; обе – бронза); иногда, нарушая классич. принципы композиционно‑пластич. построения (сквозной рельеф, некруглые границы), расширял формальные и образные возможности медали (“Анна Ахматова”, алюминий, 1982; “Бах”, 1981; “Борис Домашников”, 1985; обе – бронза).

Процесс освобождения медали от роли офиц. памятника и награды получил отражение в произв. И.М.Валеева, работавшего в М.и. в кон. 80‑х – нач. 90‑х гг. Помимо мемор. темы (медали, посв. Б.А.Шафиеву, Д.Юлтыю, Г.Тукаю, Х.Такташу; серия “Вся власть Советам”; серии плакеток “Мажит Гафури” и “Сергей Аксаков”; все – бронза) он обращался к темам: экология и цивилизация, судьбы маленьких людей в большом городе, красота и гармония в жизни человека, величие древней архитектуры и природных ландшафтов. Для его работ характерна чистая форма круга или квадрата, иногда со сплошным изобразит. рельефом, без традиц. плоского фона с надписью (“Горы”, “Ню”, обе – 1986; “Город”, 1988; все – бронза). К М.и. обращались Ф.С.Нуриахметов(“Пиросмани”, свинец; “Нариман Сабитов”; обе – 1986; “Джалиль Киекбаев”, 1988; обе – олово), М.Р.Халилов (“Степан Злобин”, 1984, бронза) и др. Р.А.Хасанов выполнил медали “Врубель” (1997) и “Леонардо” (1998; обе – бронза), представляющие собой классич. репрезентативные рельефные портреты на аверсе и репродукц. изображения их произв. на реверсе.

М.и. баш. авторов демонстрировалось на всесоюз. выставках “По родной стране” (1981), “Молодость страны” (1982), Всерос. выставке скульптуры малых форм и Всесоюз. выставке скульптуры (обе – 1983), выставках “Советская Россия–VII” (1985), “Страна Советов” (1987), 16 авт. республик, областей и нац. округов РСФСР (1989), “Россия–IХ” (1999; все – Москва), междунар. конкурсе “Приз медалей” (Париж), выставке‑конкурсе, посв. 100‑летию Г.Тукая (Казань; оба – 1986), биеннале “Дантеско” (г.Верона, Италия; 1992, 1994), на респ. выставке “Скульптура Башкортостана” (1996), рос. – “Пространство и форма” (2006), персональных выставках Калинушкина (1978, 1993, 1998) и Валеева (1992; все – Уфа).

Произв. М.и. находятся в коллекциях БГХМ, Галерее Фонда “Дантеско” (Верона).

Лит.: Николай Калинушкин. Скульптура. Рисунок: каталог /авт.-сост. С.В.Евсеева. Уфа, 1998; Миннигулова Ф.М. Медальерное искусство Башкортостана //Ядкяр. 2008. №1.

Ф.М.Миннигулова


Виды искусства

ДЕНЬГИ

 

 

Яндекс.Метрика