Материалы

ЛУТФУЛЛИН Ахмат Фаткуллович (4.2.1928, д.Абзелилово Тамьян‑Катайского кантона БАССР, ныне с.Аскарово Абзелиловского р‑на РБ, – 10.7.2007, Уфа, похоронен в с.Абзаково Белорецкого р‑на РБ), художник. Акад. РАХ (1997). Нар. худ. СССР (1989) и РСФСР (1982), засл. худ. РСФСР (1978) и БАССР (1966). Член Союза художников РБ (1960). Окончил Ленингр. архит.‑худ. уч‑ще (1948; педагоги Т.Говорова, Н.Кашинцев), Баш. театрально‑худ. уч‑ще (1951; педагоги Б.Ф.Лалетин, А.Э.Тюлькин), в 1951–54 учился в Литовском худ. ин‑те (Вильнюс). В 1993–2003 преподаватель УГАИ.

Одна из центр. фигур в изобразительном искусстве Башкортостана 2‑й пол. 20 в. Тв‑во Л. представляет органич. единство разных жанров и тем. Худ. язык характеризует разнообразие композиц. и живописных приёмов, сложное сочетание традиц. реализма с новаторскими тенденциями совр. иск‑ва и традициями нар. тв‑ва. В портретах Л. воплощены образы‑типажи, представляющие все слои баш. народа и разные грани нац. характера: “Мать" (1957), “Башкирка" (1958), “Мальчик Мухтар" (1962), “Колхозница Ишбике‑апай" (1968), “Ветеран С.Нигматуллин", “Передовики колхоза им. М.И.Калинина" (оба – 1974), “Отец" (1991). В портретах Х.Л.Давлетшиной (1958), М.А.Бурангулова (1969), Р.Т.Бикбаева (1972), З.А.Биишевой (1977), М.Карима (1978), А.Х.Ситдиковой (1979) отражается представление автора о таланте, своеобразии творч. личности, её месте в баш. культуре. Черты портретного и бытового жанров сочетают в себе произв. “Золотая осень" (1968), “Семья" (1974), триптих “Семья колхозника Раджапа" (1974). Разл. этапы истории и совр. жизни баш. народа отражает жанровая живопись Л. Широко разработана тема нар. праздника: “Башкирское Зауралье. На сабантуй" (1964), “Первомай в ауле. 1930‑е годы" (1969), “Сабантуй" (1977) и др. Духовно‑нравств. истоки нар. подвига в годы Великой Отечественной войны отображены в картинах “Ожидание. Год 1941" (1970), “Прощание" (1973), “Проводы на фронт" (1979). Мужественного трагизма исполнены картины “Посвящение Шайхзаде Бабичу" (1988), “Прощание с родиной. Салават" (1990), “Гражданская война" (1991). Особенности сел. быта показаны в полотнах “Старая кузница" (1971), “Алтын туй" (1979; “Золотая свадьба"), “Белая юрта" (1989). Типичный для нац. быта мотив чаепития в центр. произв. Л. “Три женщины" (1969) преображён в филос. притчу о духовном родстве поколений, преемственности нац. традиций. В нац.‑ист. трактовке представлена религ. тема: “Митинг у мечети" (1980), “Моление о дожде" (1994). Эпич. образы родного края воплощены в пейзажах “Старый дом в Урсуке" (1974) “Август сенокосный" (1989). Деревенский быт отражают работы, созданные в жанре натюрморта (“Натюрморт с кувшином", 1970; “Натюрморт с катыком", 1974), к‑рый нередко сочетается с др. жанрами, в т.ч. с жанром интерьера (“Старая печь", 1972; “Башкирский интерьер", 1974). Работал в области станковой графики (“Натюрморт с кузнечным инструментом", 1969; “Старая яблоня", 1973; оба – бум., карандаш; “Башкирка из Бурангулово", бум., акварель, 1980). Член творч. объединения “Артыш" (1995). Участник выставок с 1957. Более 20 персональных выставок (с 1957) в гг. Уфа, Казань, Магнитогорск, Москва, С.‑Петербург, Сибай и др. Работы находятся в коллекциях БГХМ, Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (С.‑Петербург), в музеях, галереях и частных собраниях в России и за рубежом. Лауреат пр. БАССР им. Салавата Юлаева (1982). Именем Л. названы улицы в с.Нагаево (в составе Уфы), в родном селе; в Уфе на доме, где он жил, установлена мемор. доска с барельефом, в с.Абзаково –  на здании школы, носящей его имя.

Лит.: А.Лутфуллин. Люди советской Башкирии: альбом /авт.‑сост. А.Г.Янбухтина. М., 1978; Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин: жизнь и творчество. Уфа, 2007.

Л.Н.Попова

Яндекс.Метрика