Материалы

КОМЕДИЯ (греч. komos – весёлая процессия и ode – песня), один из ведущих жанров (наряду с драмой и трагедией) драматургии, в к‑ром коллизии, действие и характеры трактованы в формах комического, способом реализации к‑рого выступают сатира и юмор. Первыми опытами К. в башкирской литературе были пьесы ”Ғизаләм” (1901; ”Гизалям”), написанная и поставл. учащимися медресе ”Гусмания”, ”Бисура” (1907; ”Кикимора”) и ”Салбарһыҙҙар” (1908; ”Не имеющие брюк”) А.М.Тагирова, ”Уйламағанда ике никах” (1917; ”Нежданных два брака”) Г.Гумерского и др.

Появление пьесы ”Башмагым” (1921) Х.К.Ибрагимова знаменовало начало реалистич. этапа в баш. драматургии. В этой и др. К. писателя (”Пианино мәсьәләһе” – ”Вопрос о пианино”, ”Еҙнәкәй” – ”Зятёк” и др.) едко и остроумно бичуется мораль обывателей-мещан в дорев. России; к худ. достоинствам его К. относится то, что в них типич. комич. ситуации обыгрываются через колоритные комедийные характеры. Классич. образцами К. стали пьесы М.Карима ”Ҡыҙ урлау” (”Похищение девушки”), ”Игеҙәктәр” (”Близнецы”) А.К.Атнабаева, ”Бажалар” (”Свояки”) и ”Тиле йәшлек” (”Озорная молодость”) И.А.Абдуллина, в к‑рых созданы яркие комич. образы и ситуации, тонко переданы бытовая и нравств. атмосфера баш. села, сочный и искромётный нар. юмор.

Баш. К. характеризуется широким тематич. диапазоном, на всех этапах своего развития она оперативно откликается на проблемы современности, стремится к отображению негативных явлений действительности. В баш. драматургии представлены след. жанровые разновидности К.: сатирическая (”Һыу юлы” – ”Путь к роднику” Н.Асанбаева и др.), гротескная (”Күктән төшкән Хөрәйрә” – ”Небесная Хурейра” С.М.Мифтахова и др.); лирическая (”Хуш, Хәйрүш!” – ”Прощай, Хайруш!” Н.Наджми и др.), водевиль (”Эх, Өфө ҡыҙҙары” – ”Эх, уфимские девчата” Абдуллина и др.); фольк. К. (”Шомбай” – ”Шумбай” К.Мэргэна); музыкальная комедия (”Ҡоҙаса” – ”Свояченица” Б.Бикбая) и т.п.

Наблюдается тенденция к слиянию с драмой, трагедией, в результате чего получают развитие такие жанровые разновидности, как К.-памфлет (”Диктаторға ат бирегеҙ!” – ”Коня Диктатору!” М.Карима), ”грустная” К. (”Эх, Байтимер дуҫ!” – ”Эх, друг мой Байтимер!” Р.М.Кинзябаева), трагикомедия (”Ҡыңғыраулы дуға” – ”Дуга с колокольчиками” Н.Наджми и др.), трагифарс (”Бибинур, ах, Бибинур!..” Ф.М.Булякова и др.). В совр. К. поднимаются серьёзные соц. и морально-этич. проблемы (”Буш сәңгелдәк” – ”Пустая колыбель” И.Х.Юмагулова, ”Их, кәләше лә кәләше!..” – ”Эх, невеста, невестушка!..” Х.С.Зарипова, ”Аты барҙың – дәрте бар” – ”Любви все возрасты покорны” Н.Гаитбая и др.), в них комизм сопровождается глубиной отражения жизни.

Лит.: Ғәйнуллин М.Ф. Башҡорт драматургияһының үҫеү юлдары. Өфө, 1985; Әхмәҙиев Р.Б. Драматургияла жанр формалары. Өфө, 2003; Ахмадиев Р.Б. Суть и суд жанра. Уфа, 1997.

Р.Б.Ахмадиев


Жанры драматургии

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика