Материалы

КАЗЫЙ, кади (перс., букв. — назначающий, приговаривающий), в мусульм. странах судья, осуществляющий судопроиз‑во на основе шариата. Деят‑сть К. регулируется нормами фикха. К. назначается правителем или его наместником. В России офиц. институт К. возник с учреждением Оренбургского магометанского духовного собрания, до этого их функции выполняли ахуны и имамы мечетей. Недовольные их решениями получили право обращаться в ОМДС, в  состав к‑рого входили 3 К. (заседатели). Указом Екатерины IIот 22 сент. 1788 была утверждена система выборов К. Они избирались из мусульманского духовенства Казанской губ. (с 1793 на 3 года) по 2‑ступенчатой системе: на уездных собраниях из духовенства выбирали 2 мулл делегатами общегуб. съезда (Казань), где путём тайного голосования из них избирались 3 К. и 3 кандидата в К. Получивший бол‑во голосов становился ст. К., к‑рый во время отсутствия, болезни или смерти муфтия (до назначения нового) исполнял его обязанности, кандидаты в случае болезни или смерти К. вызывались в резиденцию ОМДС и приступали к выполнению обязанностей К. Каждый К. готовил решение по определённому делу, обсуждаемое на заседании ОМДС, вёл его до принятия окончат. постановления. Решения принимались коллегиально, что было подтверждено в 1801 Сенатом, с 1802 в случае разногласий дела решались простым бол‑вом голосов, в случае равенства голосов учитывался голос муфтия. Указ Сената от 1832, ограничивший права муфтия в голосовании, способствовал повышению роли К. В связи с этим муфтии неоднократно поднимали вопрос об изменении системы выборов К. (в 1839 Г.Габдрахимов предложил избирать их составом ОМДС, в 1841 Г.Сулейманов — назначать кандидатуру, представл. ОМДС, МВД, в 1851 — поочерёдное назначение К. из разных губ.). В 1871 и 1874 по предложению С.Ш.Тевкелева выборы проходили исходя из числ. имамов в разл. уездах Казанской губернии. С 1889 по пост. Госсовета 3 К. и 3 кандидата назначались на 3 года МВД по представлению муфтия. В течение 6 лет после принятия этого закона К. назначались лица, знание русского языка к‑рых определялось грамотностью в письме и разговорной речи, а позже — те, кто имел свидетельство об окончании гимназии. Нек‑рые ахуны и муллы избирались К. неоднократно: 8 сроков подряд заседал Д.Максютов, более 20 лет — ахун Г.Капкаев, с перерывами по 4 срока — Т.Максютов и Т.Муштареев. На 1‑м Всерос. мусульманском съезде в состав ОМДС К. были избраны С.Урманов, Г.Сулейманов, К.Тарджиманов, Х.Махмудов, Г.Караши и М.Буби. В 1918 в состав Баш. муфтията (Духовное управление мусульман) были избраны и утверждены в должностях 8 кантонных К.: Б.Гайсин, Г.Гумеров, Х.Султангужин, З.Татигачев, М.Алчинбаев, А.Хусаинов, М.‑Г.Г.Курбангалиев, А.Габдулбакиев. С 1918 в связи с передачей нек‑рых дел в ведение гражданских судов в компетенции К. остались религ.-обрядовые вопросы.

Д.Д.Азаматов


МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика