Материалы

ИУДАИЗМ, одна из древнейших монотеистич. религий. Возник в 1‑м тыс. до н.э. в Палестине, распространён в осн. среди евреев. Источник вероучения — Тора; догматич., религ.-этич. и правовые положения И. изложены в Талмуде, законы, регламентирующие жизнь евреев, — в Галахе. Последователи И. верят в единого Бога, творца и властелина Вселенной Яхве (Элохим), грядущий приход Мессии, воскрешение из мёртвых, богоизбранность еврейского народа. И. не имеет духовную иерархию и не признаёт храмы. Духовное лицо — раввин, в обязанности к‑рого входит ведение метрич. книг и совершение обрядов. Молитв. дом в И. — синагога. Символы И. — семисвечник (менора) и 6‑конечная звезда царя Давида, гл. святыня — Стена Плача (зап. стена разрушенного Иерусалимского храма). Одна из гл. заповедей в И. — соблюдение субботы (символизирует отдых Бога после сотворения мира). Важнейшие иудейские праздники: Рош Ха-Шана — Новый год (праздник сотворения первого человека и окончания полевых работ); Йом Кипур — день поста и покаяния; Суккот (в память о далёких предках, живших в шалашах) и Симхат-Тора (Радость Торы); Песах (в память об освобождении народа Израиля от египетского рабства), Шавоут (в честь дарения Торы Всевышним на горе Синай в 1312 до н.э., в этот день читают 10 заповедей Моисея) и др. В И. выделяют ортодоксальное (последователи считают, что Моисей получил Тору сверхъестеств. путём, строго выполняют заповеди, почитают цадиков — праведников и др.), реформистское (последователи не придерживаются строгого выполнения заповедей, считают, что Тора написана людьми) и др. течения.

В России И. получил распространение после присоединения к ней в 1772 белорус., литовских и укр. земель. В РФ действуют Конгресс еврейских религ. общин и орг‑ций России (осн. в 1998; гл. раввин — А.Шаевич) и Федерация еврейских религ. общин (1999; Б.Лазар), в кр. городах — синагоги.

В Башкортостане последователи И. появились в сер. 19 в. В Оренбургской губернии с 1805 действовали кантонистские школы, где проходили подготовку для несения воен. службы солдатские дети (рекруты), в т.ч. и евреи (с 1826; в 1843 — 1071 чел.). Для кантонистов, а также купцов-евреев в 1855 в Уфе был построен первый молитв. дом (официально начал действовать с 1896; раввины: М.И.Аптекарь, Ш.А.Богин, Л.А.Голынко). В 1860—1917 еврейские религ. общины действовали в гг. Уфа, Стерлитамак, Бирск, Златоуст, Давлеканово, с.Иглино Уфимского уезда (ныне Иглинский р‑н). В 1915 в Уфе на средства еврейской общины построен синагогальный комплекс, к‑рый являлся единств. религ. центром для евреев Башкортостана (закрыт в 1929). В 1993 возобновила деят‑сть Уфим. община, с 2000 стала придерживаться ортодоксального течения (с 2000 раввин Д.Кричевский). При ней действуют еврейская школа, дет. сад “Бейт Барух", мед. центр, бесплатная столовая с кошерным (по религ. нормам) питанием. Действует еврейская община гг. Салават и Стерлитамак (А.Е.Цофнас). Иудейские общины занимаются благотворительностью. С марта 2003 издаётся газ.“Шорашим" (“Наши корни"). В 2000—03 в Уфе действовала еврейская община реформистского течения. В 2008 открыт Еврейский общинный центр — синагога; действуют курсы изучения Торы.

Лит.: Шкурко Э.А. Евреи в Башкортостане: полтора века истории. Уфа, 2007.

Э.А.Шкурко

РАВВИН

СИНАГОГА

ТОРА

См. также

РЕЛИГИЯ

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика