Материалы

ИСЛАМ (араб. — покорность), одна из мировых религий. Возник в 7 в. в Зап. Аравии. Основатель — Мухаммад. Последователи — мусульмане. Источник вероучения — Коран. Священное предание — Сунна. Правовые нормы И. изложены в шариате. Осн. предписания И.: 1) шахада — вера в единого Бога — Аллаха, почитание Мухаммада как посланника Аллаха; 2) намаз — молитва; 3) ураза — пост; 4) закят; 5) хадж. Мусульмане верят в Аллаха, ангелов, Священные Писания, пророков, Судный день, божеств. предопределение. Осн. направления — суннизм и шиизм. И. распространён в странах Азии, Африки, Европы.

Проникновению И. в Башкортостан способствовали торг.-экон. связи с мусульм. странами, установившиеся в 8—9 вв., о чём свидетельствуют монеты (зол. динар, 3 серебр. дирхема, датируемые 706 и 712 соотв.), найденные в Левашовском могильнике (Ишимбайский р‑н РБ) Р.Б.Ахмеровым, П.Ф.Ищериковым и П.Х.Михайловым. Распространение И. среди башкир связано с офиц. принятием его в 922 Волжской Булгарией, куда входила терр. зап. части Башкортостана, в дальнейшем — с вхождением Башкортостана в разные периоды в состав гос‑в, в к‑рых исповедовался И. (Золотая Орда, Казанское ханство, Ногайская Орда, Сибирское ханство). Культ. и торг.-экон. связи со Ср. Азией, Казахстаном способствовали развитию в Башкортостане учения и традиций ханифитской мусульм. школы. Могилы мусульм. проповедников из Булгарии и др. мусульм. стран и неск. кэшэнэ 14 в. в долинах рр. Белая, Уршак, Дёма, Чермасан, на вершинах гор Улькунды, Аушкуль в Оренбургской губернии, в Абызовом городище в Уфимской губернии почитаются как святые. Сохранение свободы вероисповедания, традиц. обычаев, праздников было одним из гл. условий присоединения Башкортостана к России. Покорение Казани Моск. гос‑вом в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значит. части мусульман Поволжья в Башкортостан, что привело к увеличению их числ. в крае. Всё большее влияние И. начал  оказывать на быт, семейно-брачные, межличностные и обществ. отношения. К 17—18 вв. мусульм. морально-этич. и правовые нормы становятся господствующими, регулярно отмечаются мусульманские праздники, получает развитие мусульм. образование.

С учреждением Оренбургского магометанского духовного собрания укреплялись позиции И. и офиц. мусульманского духовенства в Поволжье и на Урале (были расширены их функции и права, упрочилось имуществ. положение). У башкир служба проводилась в осн. в жилище муллы, во время кочёвок — в одной из юрт. С переходом башкир к оседлости началось стр‑во мечетей, мектебов, медресе. В 1913—15 в Уфим. губ. насчитывалось 1579 мектебов, в к‑рых обучалась 91 тыс. уч‑ся, из них 18 тыс. девочек. Медресе ”Хусаиния”, ”Галия”, ”Гусмания”, Стерлибашевское медресе и др. являлись центрами подготовки мусульм. духовенства, в нек‑рых из них были введены новые методы обучения. К кон. 19 в. в Уфим. губ. насчитывалось до 2 тыс. мусульм. служителей культа.

С нач. 19 в. в Башкортостан проникают суфийские идеи, усиление процесса их адаптации к местным полукочевым традициям привело к появлению ишанизма.

В кон. 19 в. получает развитие институт вакуфов. За участие в башкирских восстаниях 17—18 вв. в отношении баш. мулл были использованы экон. санкции (они были лишены права собственности на землю и др.).

Нормы И. оказали влияние на идейно-полит. взгляды деятелей Башкирского национального движения, в частности, А.А.Валидова, М.Х.‑Г.Султан-Галиева. При пр‑ве Валидова было создано Духовное управление мусульман, избраны кантонные казыи. Осуществление антирелиг. политики в 1920—30‑е гг. привело к резкому сокращению кол‑ва мечетей и мусульм. общин: в 1927 — 2414, в 1934 — 323, в 1940 — 12. Терр. Башкортостана была поделена на сферы влияния двух мусульм. ведомств — Центрального духовного управления мусульман Россиии ДУМ БАССР. В 1926 в ведении первого учреждения находилось 1718 мечетей, второго — ок. 700, в 1935 — 300 и 700 соотв.; их противостояние закончилось закрытием последнего. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульм. духовенства, на к‑ром был принят новый Устав ЦДУМ России. В 1950—70‑е гг. наблюдался спад позиций И., однако часть религ. традиций сохранилась (имянаречение, никах, пост и т.д.). В дни мусульм. праздников мечети Уфы посещали 2—3 тыс. чел., гг. Стерлитамак, Ишимбай и др. — до 800 человек.

Со 2‑й пол. 1980‑х гг. начинается процесс восстановления старых и стр‑ва новых мечетей, ДУМЕС возвращаются культовые сооружения, в Уфе учреждается медресе им. Р.Фахретдина. В 1989 в Уфе состоялись торжеств. мероприятия, посв. 200‑летию ДУМЕС и 1100‑летию принятия И. народами Поволжья и Урала. В Уфе находится ЦДУМ России (пред. Т.Таджуддин). В респ. действуют ДУМ РБ (пред. Н.М.Нигматуллин), Региональное духовное управление мусульман РБ ЦДУМ (М.Т.Таджуддинов); 1068 мусульм. приходов (в 2000 — 545), 962 мечети и молитв. дома (2011). Мусульм. духовенство Башкортостана принимает участие в междунар. мусульм. форумах. Духовное образование получают в Российском исламском университете ЦДУМ, медресе им. Марьям Султановой и ”Галия” (все — Уфа), ”Нур аль‑Иман” (Стерлитамак), ”Нуруль Ислам” (г.Октябрьский). Издаются газ. ”Маглюмат аль‑Булгар — Вестник”, ”Рисалят”.

А.Б.Юнусова

СУННИЗМ

ШИИЗМ

РЕЛИГИЯ

ВЕРОВАНИЯ ДОИСЛАМСКИЕ

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРЯДЫ

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО

МУСУЛЬМАНСКОЕ РЕФОРМАТОРСТВО

МУСУЛЬМАНСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика