Материалы

КОЧЕВНИЧЕСТВО, номадизм, форма хоз. деят‑сти, в основе к‑рой лежит скотоводч. х‑во с сезонным перемещением населения и скота. К. зародилось в нач. 1‑го тыс. до н.э. в среде горно-степных племён Евразии. На терр. Юж. Урала К. распространяется с раннего железного века, чему способствовали физико-геогр. и природно-климатич. условия региона. С кон. 19 в. сокращение пастбищ и поголовья скота приводит к вытеснению К. земледелием и др. формами ведения х‑ва. Состав и размеры стада определяли землевладение, имуществ. положение и соц. статус владельца.

По образу жизни скотоводов различают кочевое, полукочевое и полуосёдлое К. К кочевому относятся разл. варианты К.: от таборного кочевания с незамкнутым циклом до замкнутых циклич. кочеваний по опред. маршрутам и с постоянными зимниками (без постоянных жилищ), причём расстояния перегона скота на протяжении года могут доходить до неск. сотен километров; к полукочевому — сезонные перекочёвки всей семьёй по замкнутым маршрутам с постоянными жилищами на местах зимовок; к полуосёдлому — 2 перекочёвки (с зимников на летники и обратно) с зимними и летними постоянными жилищами.

Башкиры в осн. вели полукочевой образ жизни, сохранявшийся во мн. регионах до кон. 19 в. Разводили лошадей, кр. и мелкий рогатый скот, верблюдов (в составе стада одного х‑ва встречались разл. виды ж‑ных). Большую ч. стада составляли лошади, наиб. приспособленные к кочевому образу жизни: тебенёвка обеспечивала круглогодичное содержание их на подножном корму, давала им возможность легко переносить длинные переходы. Лошади играли важную роль в х‑ве: конское мясо употребляли в пищу, из кобыльего молока делали кумыс, из кожи изготовляли кожаную утварь, конскую сбрую, колчаны, щиты, из сухожилий — тугую и крепкую тетиву боевых и охотничьих луков, из конского волоса — рыболовные снасти, верёвки. Большое значение в х‑ве и быту башкир имели овцы (hapыҡ). Шкуры овец использовали для пошива верх. одежды (тун), головных уборов (бурек); шерсть — изготовление войлока, паласов, домашнего сукна. Также разводили коров (һыйыр), верблюдов (в осн. в юж. степных районах), используемых в качестве вьючных ж‑ных.

Специфика кочевого или полукочевого скот‑ва требовала строгой регламентации кол‑ва скота, содержавшегося на опред. терр., следствием чего была чёткая внутр. организация кочевых об‑в, выразившаяся в многоступенчатости их родоплем. структуры. Каждое родовое подразделение имело опред. границы пастбищ и путей перекочёвок. Скот находился в частной собственности отдельной семьи, земля (пастбищные угодья), реки, озёра и охотничьи угодья — в собственности общины. В обществ. жизни кочевников заметную роль играл принцип родовой солидарности, наиб. отчётливо проявлявшийся в области правовых отношений (см. Барымта, Карымта); существовала также форма коллективной помочи. Своеобразным институтом соц. взаимопомощи внутри кочевого об‑ва являлась система саун (һауын), в соотв. с к‑рой башкиры, лишившиеся скота, могли покинуть свое родовое подразделение и работать за вознаграждение у состоят. общинника. Для кочевников было характерно составление генеалогич. записей (шежере), к‑рые использовались при регулировании взаимоотношений между родами, родовыми подразделениями и отд. членами общины, при определении терр. кочевий и т.д.

Полукочевой скотоводч. образ жизни повлиял на формирование матер. и дух. культуры башкир, отразился в пам. устного нар. тв‑ва. Так, в баш. языке слово “мал” (скот), особенно в пословицах и поговорках, имеет значение “богатство, имущество”. Особое отношение к лошади выразилось в культовом почитании (см. Коня культ), нашедшем воплощение в образах мифол. коней — толпаров и аргамаков, отображённых во мн. эпосах, в т.ч. Акбузат, Акхак‑кола. Кочевые народы Юж. Урала были связаны системой караванных торговых путей и вели торг. обмен с оседлыми земледельч. народами Ср. Азии.

М.Р.Мирхайдарова, Ф.Ф.Шаяхметов, Р.З.Янгузин

БАШКИРСКАЯ ЛОШАДЬ

КОЧЁВКИ БАШКИР

СКОТОВОДСТВО

Текст на башкирском языке

 

См. также

ОСЕДЛОСТЬ

Яндекс.Метрика