Материалы

ЙЫЙЫН, 1) нар. собрание башкир; орган самоуправления племени или рода. Бытовали общенар. (приглашались представители всех племён и родов, дорог и волостей) и терр. (участвовали все взрослые мужчины одного племени или рода). На Й. решались вопросы войны и мира, соблюдения норм обычного права, шариата, урегулирования меж- или внутриплеменных (родовых) споров, семейно-брачных отношений, в т.ч. барымты, карымты; уточнялись границы вотчинных земель отд. родов, родовых подразделений, групп кровнородств. семей, маршруты кочёвок; распределялись пастбища, лесные, бортевые, сенокосные, рыбные и др. угодья; утверждались, выбирались и назначались предводители племени, рода, старосты, старшины, представители от родоплеменных объединений на курултаи и др. Й. завершался празднествами (с угощением и приглашением гостей), в ходе к‑рых проводились разл. игры, состязания. С присоединением Башкортостана к Россиироль Й. постепенно ограничивалась. Во время башкирских восстаний 17—18 вв. неоднократно проводились Й. для решения вопросов возобновления или прекращения восстания, выбора руководителей войск, рассмотрения предложений пр-ва и др. В ходе подавления восстаний 1735—40 были приняты указы от 11 февраля 1736, в соответствии с к‑рыми было разрешено проводить Й. только один раз в год [ок. р.Ламьян (басс. р.Белая) в присутствии представителей властей], организаторы были обязаны предоставить список вопросов, к‑рые предполагалось выставить на обсуждение, получить разрешение воеводы на его проведение. Изменилось и их содержание (не поднимались вопросы полит. и экон. развития), и характер (на первое место выдвинулась развлекат. часть), в ряде мест и название (байге, майдан, сабантуй). В ходе введения кантонной системы управления Й. были запрещены.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

2) У башкир традиц. праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений. Проводился летом (после сева до уборки урожая) на поляне или на возвышенном месте. На Й. собирались жители одного или неск. родств. аулов, приглашались и жители соседних деревень. Каждая семья устанавливала юрту или шалаш. В сер. майдана устанавливали шест (ҡолға), что обозначало начало праздника. Организовывались состязания: мужчины и юноши участвовали в байге, курэше, стрельбе из лука, игре на курае, женщины показывали своё умение петь, танцевать, дети играли в разл. игры. Победители состязаний награждались разл. призами (жеребец, баран, мясо, платки, полотенца и др.). На Ю.‑В. Башкортостана нередко к Й. приурочивались свадьбы, к‑рые, являясь важным обществ. событием для двух родов или племён, нередко приобретали форму большого праздника и назывались “Туй йыйыны”. На С. Башкортостана во время Й. проводились ярмарки. Традиционно для праздничной трапезы готовили бишбармак, казы, тултырму, подавали кумыс, бал, бузу, для чаепития приносили с собой балеш, баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и др. Бытовал у мн. тюрк. народов, в т.ч. казахов, татар и др. С нач. 90‑х гг. 20 в. в Башкортостане и регионах компактного проживания башкир возрождается традиция проведения йыйынов.

А.З.Асфандияров


Традиционные праздники

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика