Материалы

ИНТЕРЬЕР ТРАДИЦИОННЫЙ, исторически сложившиеся приёмы архит., функц. и худ. орг‑ции внутр. пространства жилого помещения, отражающие этнич. своеобразие и региональные особенности архит. стиля. У башкир И.т. сформировался в традициях кочевой культуры тюркояз. народов, в то же время содержит элементы, характерные для земледельч. нас. Вост. Европы. Традиционно в юртах башкир жилое пространство организовывалось относительно входа и центра, разделялось на мужскую и женскую половины. В глубине юрты напротив входа за очагом (открытый очаг устраивался под купольным отверстием) находилось почётное место (түр, түрбаш): здесь принимали гостей и устраивали домашние трапезы. Слева от входа на мужской половине (оло яҡ) и вокруг почётного места по стенам развешивались праздничная муж. одежда, оружие, резные сёдла, детали парадной конской упряжи. На спец. дер. подставках (һандыҡ аяғы, урын аяғы) ставили украшенные резными узорами сундуки, на них обычно складывали перетянутые узорной тесьмой (түшәк тартмаһы, урын тартмаһы) постельные принадлежности. На женской половине (ҡатындар яғы) размещались хоз. утварь и посуда; здесь же хранили пищевые припасы. Выразительным элементом И.т. на Ю. Башкортостана являлся объёмный кожаный сосуд с кумысом (саба), к‑рый, как правило, устанавливали у выхода из юрты. Мужская (түр яҡ, төп яҡ) и женская (шаршау яҡ, шаршау эсе, ҡаҙанлыҡ) части разделялись большим занавесом (шаршау).

С переходом к оседлости характерные принципы организации интерьера юрты были перенесены в стационарные жилища. Вместе с тем в домах появились новые элементы интерьера: приподнятые дощатые помосты у стены — нары (урындыҡ, һике); пост. Очаг — печь (оло мейес, икмәк мейесе) или камин (сыуал) и небольшой очаг (усаҡ) с котлом (ҡаҙан). Нары чаще устраивали у напротив входа, реже сбоку, у глухой стены дома (см. схему); их покрывали циновками (септә), кошмами, паласами и стёгаными коврами с аппликацией. Часть нар, расположенная по диагонали от очага, считалась наиб. почётной (түр һике); у окон, обозначая трапезное место, стелили узкие, украш. аппликацией из разноцв. лоскутков стёганые подстилки — длинную (буй юрған, түр юрған) и две поперечные короткие (арҡыры юрған). На стенах над нарами развешивали праздничную муж. одежду, парадные сёдла и оружие, нарядные головные уборы, нагрудные и накосные украшения. В углу нередко прикрепляли полку для старинных книг, над входной дверью — застекл. рамочку с изречениями из Корана. Место на нарах напротив устья печи считалось женским (шаршау һике). Особым пологом в доме (сымылдыҡ, турпыша) выделялся уголок невестки (килен яғы); здесь же к потолочному крюку или к заложенной за матицу жерди подвешивали дер. или берестяную колыбель. Стационарный очаг в традиц. жилище башкир обычно располагался справа (реже слева или в отдалении) от входа: между печью и стеной оставляли небольшое пространство, куда складывали дрова; за загородкой содержали в зимнее время ягнят и телят. Около печи в настенных шкафах хранили столовую и чайную посуду, за узорной перекладиной на стене (ҡалаҡ ҡыҫтырғыс) — ложки. Своеобразием отличался набор хоз. утвари: самовар, поднос, маслобойка, берестяная, деревянная и кожаная утварь.

Для сел. И.т. было характерно смягчение жёстких линий пространства, сглаживание углов: на спец. подпотолочных жердях (урҙа) вдоль стен развешивали нарядные занавески (өрлөк шаршауы), на стенах — вышитые полотенца, коврики; узкие сборчатые занавеси (ҡашаға) протягивали вдоль матицы и вокруг печи. В домах-шестистенках и пятистенках интерьер комнат соответствовал предназначению: одна комната обставлялась как гостевая (ҡунаҡ бүлмәһе, ҡунаҡ өйө), другая как кухня (аш бешереү бүлмәһе, ҡаҙанлыҡ). Этнич. своеобразие И.т. отражается в разнообразии ковров и паласов, разл. занавесей, полотенец, скатертей, салфеток. Особенно нарядно в убранстве дома выглядели войлоки с аппликацией и вышивкой, узорами, выполненными в технике вваливания, покрытые вышитой тканью, лоскутной мозаикой, сукном с нашитой аппликацией, а также паласы (тышлы кейеҙ). Мн. элементы И.т. постепенно утрачивают утилитарное значение, сохраняясь лишь в качестве декора.

Схема расположения нар и печи в башкирских домах в кон. 19 — нач. 20 вв. (с учётом входа)

С.Н.Шитова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОЛЫБЕЛЬ

НАМАЗЛЫК

ПАЛАС

УРЫН

УТВАРЬ

ЧУВАЛ

ШАРШАУ

См. также

ЖИЛИЩЕ

КОСТЮМ БАШКИРСКИЙ

УКРАШЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ

ВОЙЛОК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

 

 

 

Яндекс.Метрика