Материалы

ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ, ударное, рубящее, колющее, колюще-рубящее и др. оружие (кинжалы, кортики, ножи, пики, сабли, тесаки, шашки, шпаги и т.п.), в т.ч. украшенное, изготавливавшееся с 1815 на Златоустовской оружейной фабрике. Получило известность благодаря высокому качеству и худ. оформлению. В 20—40-е гг. 19 в. оружие изготавливалось из рафинированной, литой и булатной стали, ртутное золочение заменено гальваническим; в 50—60-е гг. налажено произ-во оружия из литой стали; в 80-е гг. ковка клинков заменена прокаткой в спец. валках, внедрено применение свинцовых ванн для закалки, точильных наждачных станков для отделки клинков. При украшении З.х.о. широко применялась гравировка, "рисовка" (нанесение рисунка резервирующим составом с последующим вытравливанием узора), насечка золотом и серебром (заполнение серебр. или зол. проволокой штрихов гравированного рисунка), золочение и серебрение, сочетающиеся с воронением и травлением.

Мастера оружейники Шафы, приглашённые из Германии, применяли для украшения оружия технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: рисунок наносился стальной иглой на предварительно загрунтованную плоскость, затем изделие опускалось в кислоту, к-рая вытравливала рисунок, оставляя нетронутым фон.

В 20—30-е гг. 19 в. складывается особый стиль украшения оружия, т.н. златоустовская гравюра на стали. Основоположником этого считается И.Н.Бушуев (с 1823 ст. мастер отделения украшенного оружия), усовершенствовавший технологию украшения холодного оружия: рисунок на металл наносился с помощью кисти, неоднократное травление позволяло добиться разл. оттенков и объёмности; иглой наносили дополнит. штрихи, что придавало большую выразительность. При украшении клинков умело использовались особенности булата или гладко отполированной белой плоскости. Среди сюжетных композиций Бушуева многофигурные батальные сцены Отечественной войны 1812, изображения персонажей греч. мифологии, в т.ч. крылатого коня, впоследствии ставшего символом г.Златоуст.

Известны работы И.П.Бояршинова (с 1826 2-й мастер отделения украшенного оружия), отличающиеся использованием цветочно-растит. орнаментов. Мастер преим. изображал сцены охоты, а также создал галерею образов рабочих. Одним из лучших образцов тв-ва златоустовских мастеров 1-й пол. 19 в. стал комплект рыцарских доспехов (т.н. древнее вооружение), включающий меч, щит, шлем с забралом, кирасу, наручники, поножи, изготовленный в 1830—34 для наследника престола Александра Николаевича (будущего имп. Александра II).

Мастера 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. при украшении З.х.о. широко применяли стилизованный растит. орнамент, нанесение на оружие разл. надписей. Совершенствовалась техника гравюры, широко применялась просечная техника (сквозные узоры), насечка золотом и серебром по таушированному (насечённому в неск. направлениях) фону. В этот период работали худ.-гравёры И.П.Агарков, А.П.Агарков, Я.Д.Варламов, Г.Л.Зайцев, В.А.Киселёв, В.Н.Костромин и др. З.х.о. удостаивалось многочисл. наград на всерос. и междунар. выставках: серебр. медали на Всемирной выставке в Лондоне (1862), зол. медали на 15-й Всерос. худ.-пром. выставке в Москве (1882), большой бронз. медали на Всемирной выставке в г.Чикаго (1893) и др.

Лит.: Глинкин М.Д. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967; Кулинский А.Н. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800―1917 гг.: определитель. Спб., 1994.

Р.А.Аюпов


ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ФАБРИКА

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика