Материалы

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, искусствознание, комплекс наук (литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение и др.), изучающих худ. культуру общества в целом, иск‑во и его отд. виды, их происхождение, развитие, вопросы содержания и формы худ. произв.; в узком и наиб. употребит. смысле — наука об изобразительных искусствах, к‑рые рассматриваются в разл. аспектах (теоретич., ист., худ.-критическом и др.).

И. в Башкортостане развивается с 10‑х гг. 20 в. одновр. с началом становления проф. изобр. иск‑ва. В 1916—17 издаются каталоги 3 выставок Уфимского художественного кружка. С 1919 центром развития И. становится Уфим. худ. пролетарский музей им. Окт. рев‑ции (см. Художественный музей им. М.В.Нестерова). В местной и центр. печати появляются статьи о худ. жизни респ. В.С.Сыромятникова, Л.В.Казанской, укр. искусствоведа Ф.Л.Эрнста (жил в Уфе в 1939—41), Р.У.Ишбулатова.

С 50‑х гг. выпускаются каталоги, в к‑рых представлены отд. коллекции БГХМ: произв. И.И.Урядова (1953) Казанской; Нестерова (1962) Э.П.Фениной, (1984) И.А.Севастьяновой; К.С.Девлеткильдеева (1974) Г.Р.Пикуновой; посв. рус. графике 19 — нач. 20 вв. (1970) А.А.Алабужева; “Давид Бурлюк. Фактура и цвет” в 2 кн. (1992, 1994; первый в совр. России опыт по изучению и систематизации тв‑ва Д.Д.Бурлюка) С.В.Игнатенко; “Западноевропейская гравюра в собрании БГХМ” (1995) И.Н.Оськиной; “Михаил Васильевич Нестеров. Коллекция музея” (1997) В.М.Сорокиной; “Церковная металлопластика в собрании БГХМ” (2003) Н.В.Тютюгиной; публикуются ст. по материалам респ. и персон. выставок.

В 70‑е гг. исследовательский спектр И. расширяется. Это обусловлено поступательным развитием всех видов изобр. иск‑в и активным участием художников в зональных, всерос., всесоюз. выставках, что нашло отражение в публикациях баш. и моск. (Г.С.Кушнеровская, С.М.Червонная, Ю.И.Нехорошев и др.) искусствоведов в центр. журналах. Выходит в свет первое справочное изд. “Художники советской Башкирии” (1979; переизд. “Художники Башкортостана. ХХ век”, 2002); путеводитель по БГХМ (1974, переизд. 1984) Фениной со вступит. ст. Пикуновой.

Результатом науч. деят‑сти А.Г.Янбухтиной явились монографии “Александр Тюлькин” (1975), “Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век” (2006), альбом-справочник “Башкирский сувенир” (1983), кн.“Народные традиции в убранстве башкирского дома” (1993) и др.; Пикуновой — монографии “Галия Имашева” (1968), “Мухамед Арсланов” (1978) и др.; Л.Н.Поповой — “Ахмат Лутфуллин” (1978) и др.; Сорокиной — “Рашид Нурмухаметов” (1986), “Александр Бурзянцев”, альбом “Адия Ситдикова” (1993, в соавт. с Т.Л.Речкаловой), несброшюр. альбом “К.С.Девлеткильдеев. Графика и живопись 1913—1942 гг.” (2007) и др.; Игнатенко — каталоги произв. З.Р.Басырова (1998), Н.С.Латфуллина (2001), С.Н.Игнатенко (2006) и др.; Оськиной — “Зуфар Гаянов” (2001, сост. Р.Г.Файрузова), “Ольга Самосюк” (2004); Е.Е.Никоноровой — кн.“Орнамент счётной вышивки башкир” (2002) и др.

С 90‑х гг. создаются полные науч. аннотир. каталоги, к‑рые сопровождают все художественные выставки: “Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана” (1997, 2002), “Выставка произведений художников-сценографов РБ” (2000) С.В.Игнатенко; “История в искусстве” (1999), “Личность и подвиги Салавата Юлаева и его сподвижников” (2004), “Мифтахетдину Акмулле — 175 лет” (2006) Сорокиной; “Акварельная весна” (1998, 2005), “Международная триеннале уральской печатной графики” (1995, 1998, 2001, 2004, 2007), респ. (1996) и рос. (2006) выставок скульптуры Оськиной; “Возвращение” (2004) А.А.Хардиной и И.В.Фаридоновой; рус. оригин. графики 19 — нач. 20 вв. в собрании БГХМ (2005, 2006) Л.В.Бондаренко; “Текстиль художественный” (2007) Янбухтиной; несброшюр. альбом “Произведения М.В.Нестерова. Живопись и графика 1878—1942 гг.” (2004) Э.В.Хасановой и др.

В 2002 выходит в свет совм. труд сотрудников БГХМ “Сообщения Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова” со ст. об истории создания, осн. коллекциях музея и отчётом о его деят‑сти за 20 лет; в 2007 — “Башкирский государственный музей им. М.В.Нестерова” — каталог выставки из фондов БГХМ, состоявшейся в Третьяковской галерее (Москва) в рамках федер. проекта “Золотая карта России”.

Разнообразные события худ. жизни респ. отражают каталоги Речкаловой (“Николай Калинушкин”, “Николай Пеганов”; оба — 1993), А.В.Гарбуза (“Михаил Спиридонов”, “Востокозапад”; оба — 1994), К.С.Гусевой (“Георгий Калитов”, 2002), Ф.М.Миннигуловой (“Юрий Туник”), Е.В.Суворовой (“Василь Ханнанов”; оба — 2006); “Наиль Латфуллин” (2004; авт. Игнатенко, Л.И.Кудоярова, Оськина, Суворова); серия “Изобразительное искусство Башкортостана” (2000—02; 7 вып.; авт. Игнатенко, Оськина, Сорокина, Фенина, Н.Х.Хисматуллина).

Искусствоведы РБ организуют науч. конференции “Искусство авангарда — язык мирового общения” (1992, междунар.), “Искусство Евразии на перекрёстке культур” (1998), “Музей и художественная культура российской провинции” (1994), “Скульптура Урала в контексте российского пространства” (2006; все — всерос., Уфа), выставки и конкурсы.

Хроника худ. жизни РБ, вопросы истории, совр. состояния изобр. иск‑ва освещаются на страницах респ. газ.“Рампа” и др., ж. “Бельские просторы”, “Ватандаш”, “Проблемы востоковедения”, “Тамаша”, “ВысокоХудожественный журнал” (2005) и др., моск. ж. “Художник”, “Мир музея”, “Государственная Третьяковская галерея”.

В.М.Сорокина

 

Учёные-искусствоведы

См. также

БАЛЕТОВЕДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

ТЕАТРОВЕДЕНИЕ

Яндекс.Метрика