Материалы

ЗИАРАТ, зыярат (от араб. зийара — посещение), паломничество к могилам мусульм. пророков, аулия, авторитетных богословов, шиитских имамов (шиизм), в Сев. Африке — к суфийским шейхам (суфизм) при их жизни. Особый вид З. — посещение после хаджа могилы Мухаммада в г.Медина (Саудовская Аравия). У башкир и др. тюркояз. народов З. (“зыярат ҡылыу" — совершать З.) означает посещение могил родственников и близких. З. в осн. совершают в мусульм. праздники (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид-байрам и др.). Включает в себя, как правило, чтение сур Корана и молитв, украшение могилы и обход вокруг неё, жертвоприношение и раздачу милостыни, совершаемые с целью получения благодати (барака) и помощи в повседневных делах. З. — сравнительно позднее явление в исламе, возникшее под влиянием местных религ. верований. Представители высш. мусульманского духовенства не одобряли З., считая его бидгатом (нововведение), противоречащим исламу. В сер. 19 — нач. 20 вв. был издан ряд запретительных фетв по поводу З., но несмотря на это, считалось, что паломничество к могилам освящено согласием религ. авторитетов.

В Башкортостане известно более 90 мусульм. захоронений, являющихся особенно почитаемыми. Среди них комплекс Акзейрат (Аҡзыярат; кэшэнэ Хусейнбека и погребения 6 воинов Тимура) в Чишминском р‑не, могилы ишана Ягафара ок. д.Новотимошкино Аургазинского р‑на, Г.Абдельмаликова в Хайбуллинском р‑не, М.Сиражетдинова в Баймакском р‑не, безымянные могилы “святых" (“әүлиә ҡәбере") на склонах и вершинах гг. Юрактау в Давлекановском, Ауш в Учалинском, Масим в Бурзянском, Сынташ в Благоварском, Тратау в Ишимбайском р‑нах, ок. с.Кунакулово Бижбулякского, д.Юзимяново Гафурийского р‑нов и др. В башкирском языке и в нек‑рых др. тюркских языках слово “зыярат" означает также кладбище.

Лит.: Ахмеров Р.Б. Наскальные знаки и этнонимы башкир: (из записок историка-краеведа). Уфа, 1994; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. М., 2007.

А.Б.Юнусова


ПАЛОМНИЧЕСТВО

СУФИЗМ

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика