Материалы

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, совокупность нормативных правовых актов, действующих в данном гос-ве или регулирующих определ. сферу обществ. отношений (уголовное, гражд., семейное, трудовое и др. З.). В систему нормативных правовых актов РБ входят: Конституция РБ, законы РБ, указы Главы РБ, пост. Государственного Cобрания – Курултая Республики Башкортостан, Правительства РБ, приказы и др. нормативные акты министерств, гос. комитетов и ведомств РБ.

После присоединения Башкортостана к России правовое положение башкир и переселенцев в крае регулировалось З. Рос. гос-ва. С приобретением статуса автономной респ. Башкортостан стал обладать своей системой З.

После принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики, подписания Федеративного договора и Договора “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" сфера законодат. регулирования РБ значительно расширилась.

В соотв. с Конституцией РФ Республика Башкортостан является гос-вом, имеет свою Конституцию и З. В федеративном гос-ве действует федер. З. и З. субъектов федерации. К ведению РФ относятся: уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнит., гражд., гражд.-процессуальное, арбитражно-процессуальное З., судоустройство, прокуратура; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, тамож. регулирование, денежная эмиссия; ядерная энергетика, деят-сть в космосе; внешняя политика, междунар. договоры РФ; оборона и безопасность; метеорол. служба, стандарты, эталоны, метрич. система и исчисление времени, геодезия, картография и др. По предметам ведения РФ принимаются федер. законы, имеющие прямое действие на всей её территории.

В совм. ведении РФ и её субъектов, в т.ч. РБ, находятся адм., адм.-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, зем., водное, лесное З., З. о недрах, об охране окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физ. культуры и спорта; защита прав и свобод человека и гражданина; установление общих принципов налогообложения и сборов; формирование кадров судебных и правоохранит. органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов гос. власти и местного самоуправления и др. По предметам совм. ведения РФ и субъектов РФ, в т.ч. РБ, издаются федер. законы и принимаемые в соотв. с ними нормативные правовые акты субъектов РФ. РБ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совм. ведения РФ и РБ обладает всей полнотой гос. власти, осуществляет собств. правовое регулирование, причём в случае противоречия между федер. законом и нормативным правовым актом РБ действует последний. Высшим представит. и единств. законодат. органом РБ является Гос. Собрание – Курултай РБ. Приоритетной задачей законодат. деят-сти является обеспечение единства правового регулирования на основе гармоничного развития З. РБ в рамках федер. З.

Лит.: Муратшин Ф.Р. Проблемы формирования системы законодательства субъекта Российской Федерации. Уфа, 1999.

Ф.Р.Муратшин


Законодательные акты

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Яндекс.Метрика