Внимание
  • Отсутствие права доступа - Файл 'http:/fb.bashenc.ru/K/KONSKOE_SNAR.jpg'
  • Отсутствие права доступа - Файл 'http:/fb.bashenc.ru/K/KONSKOE_SNAR.jpg'

Материалы

КОНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, совокупность приспособлений для запряжки лошади при использовании её для верховой езды или перевозки грузов. У башкир традиции изготовления К.с. были обусловлены потребностями кочевого хозяйства, формированием и развитием воен. иск‑ва. Для изготовления К.с. широко использовали дерево, кожу, металл. Осн. элементами К.с. для верховой езды являлись недоуздок (нуҡта), состоящий из оголовья (башлыҡ), намордника (моронhалыҡ) и длинного повода (теҙген), узда (йүгән) с удилами (ауыҙлыҡ), седло (эйәр), потник (үңлек) с чепраком (серге, туҡым), подпруги (айыл, тартма), стремена (өҙәңге), нагрудник (күмелдерек) и подхвостник (ҡойошҡан), торочные ремни (ҡанъяға), плети (ҡамсы). Недоуздки и узды в степных районах Башкортостана в осн. изготавливали из ремня или плетёного конского волоса, в горно-лесных — мочала. Были широко распространены узды с двусоставными удилами и подвижными кольцами, встречались удила с псалиями S‑образной или стержневидной формы. Уздечки украшали резьбой и тиснением, посеребр. метал. накладками, бляхами (выделялись бляхи в виде силуэта юрты — көмбәҙ), иногда со вставками из цв. стекла и камня, кистями (суҡ) из тонких ремешков. Для изготовления ленчика (ҡаптал) и луки (ҡаш, ҡашаға) сёдел в осн. использовали кап берёзы; встречались сёдла, сделанные из цельной древесины. Сёдла отличались по форме лук, ленчика и деталям отделки: переднюю луку делали более высокой, иногда вырезали в виде головы птицы, ж‑ного или змеи, часто устанавливали вертикально, заднюю — низкой и более наклонной. Различались сёдла муж., жен. и детские. Жен. седло имело широкую и высокую переднюю (в осн. полуовальной формы) и низкую с сильным наклоном заднюю луки. Передние луки сёдел украшали резным геометрич. орнаментом, метал. накладками в форме полумесяца, гравированными серебром, цветочно-растит. орнаментом, узорами в виде рогов барана. Стремена изготавливались из железа, иногда орнаментировались серебр. насечкой; встречались вырезанные из капа (цельные сердцевидные или гнутые треугольные с закруглёнными углами у основания). При изготовлении потников и чепраков широко использовали войлок, кожу, шерсть и др. Потник делали в осн. из толстой кошмы из козьей шерсти, чепрак — из войлока, обшитого сверху кожей (сергетыш) или сукном. Чепраки жен. сёдел украшали аппликацией, вышивкой и т.п., нарядно выглядели богато украшенные чепраки для свадебных торжеств. Подпруги, нагрудник, подхвостник, плётки делали из ремня, вили из конопли или мочала. Для перевозки грузов использовали спец. вьючные сёдла (артмаҡ эйәре), отличающиеся большими размерами. Упряжь для лошади, в зависимости от вида запряжки, подразделяют на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую. В одноконную дуговую упряжь входят хомут (ҡамыт) с гужами (ҡолаҡбау, ҡамыт бауы) и супонью (тамаҡбау), седёлка (ыңғырсаҡ) с подпругой (айыл), чересседельник (арҡалыҡ), подбрюшник (бауырлыҡ), дуга (дуға), шлея (ышлыя), уздечка (йүгән) с удилами (ауыҙлыҡ) и поводьями (теҙген), вожжи (дилбегә); в одноконную бездуговую — хомут, постромки (мисәү), ременные шоры (ҡолаҡһа). Пароконная упряжь для дышловой запряжки состоит из хомутов, нагрудных ремней, постромок, шлей, уздечек с удилами и парных вожжей. Волоковая парная упряжь представляет собой ярмо (ағас ҡамыт), надеваемое на шею и прикрепляемое к дышлу (hыңар тәртә).

М.Г.Муллагулов


ШОРНОЕ ДЕЛО

ВЬЮЧНО-ВЕРХОВОЙ ТРАНСПОРТ

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ

Яндекс.Метрика