Материалы

ИГРЫ НАРОДНЫЕ, исторически сложившиеся занятия (забавы, зрелища, увеселения, спорт., танц., песенные и др. состязания), имеющие развлекат. основу и отражающие традиц. мировоззрение, верования, обычаи, развитие фольклора, соц. отношений и хоз. деят‑сти народа.

У башкир И.н. формировались в традициях кочевой культуры тюркояз. народов, содержат элементы, характерные для земледельч. слав. и финно-угорских народов. Выступают одним из осн. компонентов бол‑ва традиц. праздников, обрядов. И.н., связанные с обществ. и семейными праздниками, условно можно разделить на сопровождающие праздники и обряды, посвящённые осн. этапам жизненного пути чел. (рождение и смерть, переход из одной возрастной категории в другую, вступление в брак) и связанные с осн. календарными праздниками и обрядами. В И.н. нашли отражение представления о добре и зле, человеке и его силе, существовании добрых и злых героев и духов (анимизм), свящ. деревьев и ж‑ных (тотемизм).

И.н. содержат разл. театрализ. действа, элементы воен.‑спорт., танц., муз., песенного, устно-поэтич. и изобр. иск‑в, модели импровизации жизн. ситуаций, явлений, культового поведения. В И.н. заложены нравств., соц. и психологич. смыслы. Они направлены на воспитание и развитие в чел. физич. силы, выносливости, ловкости, умения обращаться с орудиями труда, боевым оружием и т.д. Бол‑во игр построено на соперничестве, состязании участников. По половозрастной дифференциации игры подразделяются на детские, юношеские и взрослые, мужские и женские. В плане познават. содержания выделяются И.н., отражающие окружающий животный мир, разнообразные явления природы и соц. жизни, трудовые процессы, хоз. и домашний быт. В И.н. ординарный предмет (мешок, мяч, палка, платок, лук, стрелы, стул, шапка, шар, шуба и др.) наделяется чудодейств. св-вами, выявляет ведущего, победителя (батыр, уйын башы, сильнейший).

По структуре И.н. подразделяются на сюжетные (“убырлы ҡарсыҡ” — “ведьма”, “айыу менән ҡуяндар” — “медведь и зайцы”, “йәшерәм яулыҡ” — “прячу платочек” и др.) и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания (“өс ҡуныс” — “горелки”, “йәбешкәк бүкәндәр” — “липкие пеньки” и др.); индивид. [“йөҙөк һалыу” — “класть кольцо”, “таяҡ ташламыш (тартыш)” — “перетягивание палки”, “көршәк ватыу” — “разбить горшок” и др.] и групповые [“билге” —“игра в знамя”, “урта (һыҙыҡ) туп” —“срединный мяч” и др.]; игры с предметами (“тәмеш” — “игра с мячом и палкой”, “мәргән туп” — “меткий мяч” и др.) и без них; конные (“ҡыҙ ҡыуыу” — “преследовать девушку” и др.) и пешие (“йүгереш” —“бег наперегонки”, “соҡор туп” —“мяч в ямках” и др.) и др. В отд. группу можно выделить игры-состязания в остроумии, умении удержаться от смеха и т.п. По месту проведения различаются домашние (“аулаҡ өй” — “девичник”, “йондоҙ һанау” — “звездочёт” и др.) и полевые (“түңәрәк” — “хороводы”, “яулыҡ сөйөү” — “закидывание платка”, “соҡор туп” — “мяч в ямке”, “сәкән” — “игра в мяч” и др.). Выделяются спорт. И.н. (“уҡ атыу” —“стрельба из лука”, “күк бүре” — “серый волк”, “тал сабыу” — “рубка лозы”, “ҡырҡҡы уҡ” — “расщепляющая стрела”, “өс бүкән” — “три пня” и мн. др.), в к‑рых нашло отражение воен. иск‑во башкир в частности, в верховой езде.

На основе И.н. состязат. характера, содержащих воен.‑спорт. элементы, постепенно сформировались разл. виды спорт. игр (см. Конноспортивные национальные игры). Особой популярностью пользовались сольные и коллективные, хороводные и плясовые игры-танцы (“киндер туҡмау” — “бить коноплю”, “көтөүсе” — “пастух”, “ҡапҡа” — “ворота”, “тула баҫыу” — “валяние сукна”, “түңәрәк уйыны” — “танцевать по кругу”, “йәшерәм яулыҡ” — “прячу платок”, “күпер” — “мост”, “күләгә” — “тень” и др.), среди к‑рых выделялись игры-танцы с имитацией движений ж‑ных и птиц (“алырым ҡош” — “возьму птенца”, “ҡор уйыны” — “игра тетеревов”, “кәкүк уйыны” — “игра кукушек”, “аҡҡош” — “лебедь”, “һунарсы” — “охотник” и др.). Известны словесно-поэтич. И.н. с диалогами, сакральными текстами, считалками, такмаками и т.д.

В весенне-летнее время среди молодых людей начинались “киске уйын” (“вечерние игры”), проводились традиц. всенар. праздники (йыйын, каргатуй, кякук сяйе, майдан, сабантуй, туй и др.). И.н. весной устраивали на склоне горы, летом — на берегу реки или на окраине деревни. Проводились состязания по игре на гармони, думбыре, дунгуре, кубызе, курае и др. муз. инструментах (один начинал мелодию, другой должен был её завершить), исполнению такмаков, сольных и коллективных танцев. На месте развлечений устанавливались “әүһәләй” (“качели”), место для танцев устилали досками, ставили скамейки. Проводились игры, позволяющие молодым показать свои таланты, мастерство, ловкость, силу, выразить симпатии друг к другу [“аҡ тирәк, күк тирәк” — “белый тополь, синий тополь”, “ҡайыш һуҡҡыш” — “бить ремнём”, “дөйә” — “верблюд”, “әбәк” — “догонялки”, “ҡарға уйыны” — “игра в ворон”, “әүһәләй эйеү” — “катание на качелях”, “арҡан (таҫтамал) тартышыу” — “перетягивания каната (полотенца)”, “гөргөлдәк” — “прятки”, “күрешеү” — “рукопожатие”, “сәмреғош” — “симург”, “семтеш” — “щипаться” и мн. др.]. Бытовал обычай “ҡот алыу” (“взять удачу"): на вечерние игры приглашали молодых людей из соседних аулов, хозяева, встречая гостей, выезжали им навстречу и предлагали устроить состязание в верховой езде, обычно погоню за одним из местных юношей, к его руке был привязан платок или кусок ткани, к‑рый участники стремились отнять друг у друга. Большой популярностью пользовались танц. состязания (“ҡара-ҡаршы” — “друг против друга”, “түңәрәк уйыны” — “танцевать по кругу”, “биш ҡапҡа” — “пять ворот”, “өс таған” — “треножник”).

Мн. жен. И.н. осенне-зимнего периода связаны с обычаями собираться для занятий рукоделием и совм. работы по изготовлению ковров, сукна, предметов домашнего обихода и одежды (см. Посиделки). Во время аулака и урнашапреим. проводились игры, позволяющие молодым выразить свои симпатии друг к другу: “бейәләй ороу" (“бросить рукавицы"), “күҙ бәйләш" (“жмурки"), “йөҙөк һалыу” (“класть кольцо”), “көйһөҙ кейәү” (“капризный жених”), “йондоҙ һанау” (“подсчёт звёзд”), “күгәрсен ашатыу” (“кормить голубя”) и др. Они сопровождались шуточными наказаниями (яза): предлагалось спеть, станцевать, изобразить животное, птицу, побелить печь, сходить за водой и т.д. Во время жен. вечерних посиделок (кис ултырыу) играли в “һуҡыр тәкә” (“слепой баран”) и др., девочки между собой состязались в рукоделии (кто больше напрядёт или намотает клубок шерсти, придумает более красивый узор и т.п.). Устраивали розыгрыши и игры с переодеваниями (“бәтәлйән”): одна из девушек переодевалась в юношу (надевала муж. одежду, рисовала сажей усы), брала в руки метлу и задавала вопросы участницам, рассказывала сказки, небылицы (каждая должна была, уловив тему, продолжить повествование), загадывала загадки, нередко при этом пародировала юношей-односельчан. Мужчины собирались небольшими гр.: встреча сопровождалась беседами на бытовые темы, весёлыми песнями, шутками, отгадыванием загадок, головоломок, игрой на муз. инструментах. Популярным развлечением было “сятяш уйыны” (“йәтәс айырышыу”, “сәтәш уйыны”): тот, кому во время трапезы попадала грудная косточка, брал её за один конец и предлагал кому-нибудь потянуть за другой, при этом оговаривались условия игры, приз победителю. Мн. баш. И.н. по содержанию сходны с играми др. народов края: “күҙ бәйләш”, “һуҡыр тәкә” (“жмурки”), “гөргөлдәк” (“прятки”), “өс ҡуныс” (“горелки”), “таяҡ ташламыш” (“палка-кидалка”), “ҡул туп” (“лапта”), “өсәт” (“чижик”) и др.

Лит.: Нагаева Л.И. Весенне-летние празднества и обряды башкир //Исследования по исторической этнографии Башкирии. Уфа, 1984.

Р.А.Султангареева


ОБЫЧАИ

 

 

Яндекс.Метрика