Материалы

  • Печать

ШАРИАТ (от араб. шариа, букв. — надлежащий путь), совокупность религ., морально-этич. и правовых норм ислама, к‑рым должен следовать мусульманин. Источники Ш. — Коран, Сунна, фикх. Разработан в 7—12 вв. в Арабском халифате. В соотв. с Ш. поступки делятся на обязательные (фард); рекомендованные, но не обязательные (мандуб); незапрещённые, но и не поощряемые (макрух); нейтральные, по поводу к‑рых не существует ясного указания (мубах); запрещённые (харам).

У башкир Ш. наряду с обычным правом являлся источником права до нач. 20 в. В соотв. с законами Ш. рассматривались семейно‑брачные отношения, вопросы заключения никаха и его расторжения, неповиновения детей родителям, отказа от уплаты калыма за невесту, кражи и женитьбы на чужой невесте, прелюбодеяния и др.; наследования и раздела имущества; религ. проступки мусульман, нарушающих предписания законов Ш. и Корана; иски личного характера. Судебные функции в шариатских судах выполняло мусульманское духовенство, с 1830‑х гг. — указные муллы (утвержд. в должности указом Губернского правления).

До открытия Оренбургского магометанского духовного собрания суд по духовным делам, рассматривающий вопросы семейных и имуществ. отношений, находился в ведении ахунов. С 1788 высшей инстанцией шариатского суда было ОМДС, к‑рое руководствовалось в т.ч. нормами общерос. законод‑ва. Мусульм. духовенству запрещалось применять противоречащие законам Рос. гос‑ва положения Ш., касающиеся уголовных преступлений, телесных наказаний за нарушение мусульм. морали и нравственности, заключения ранних браков. Решения шариатских судов могли быть обжалованы в ОМДС, Управлении духовных дел МВД, гражд. судах. После революции 1917 шариатские суды были ликвидированы. Нек‑рые положения Ш. (религ., морально-этич.) соблюдаются в повседневной жизни мусульман.

Лит.: Самигуллин В.К. Ислам и право: опыт постижения. Уфа, 2006.

Д.Д.Азаматов, Д.Г.Кускильдин


ИСЛАМ

СУДЫ