Материалы

КОНСТИТУЦИЯ Республики Башкортостан, осн. закон, определяющий обществ. и гос. устройство, порядок и принципы организации органов гос. власти, права и обязанности граждан. К. обладает высш. юрид. силой и является основой всего действующего законод‑ва. К первому  конституц. акту респ. относят Фарман №2 от 15 нояб. 1917, провозгласивший нац.‑терр. автономию Башкортостана. Конституц. значение имели решения Всебаш. учредит. курултая (см. Всебашкирские курултаи). В качестве К. респ. выступало “Положение об автономии Малой Башкирии", разработанное Башкирским правительством в янв. 1918, в к‑ром провозглашалось, что Башкортостан является частью России и представляет собой автономно управляющуюся страну парламентского типа. Высш. органом объявлялся курултай, устанавливались предметы его ведения. Депутатами могли быть лица обоего пола не моложе 22 лет без различия национальности и веры, избираемые всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием по одному от каждых 5 тыс. душ населения волостного земства. Предусматривалась неприкосновенность депутата. Исполнит. органом являлось пр‑во, к‑рое состояло из пред., товарища (зам.) пред. и 4 членов; соотв. количеству русских, проживающих в респ., членами пр‑ва могли быть лица рус. происхождения (1—3). Учреждались мировые и общие суд. органы на основании общегос. законов с подчинением их суд. органам РСФСР. В тех случаях, когда сторонами выступали башкиры, применению подлежали законы, изданные курултаем на основании обычного права башкир и шариата. Предусматривались сохранение вол. и сел. самоуправления, неприкосновенность личности, гражданство (приобреталось по факту проживания в респ. не менее 3 лет), обязанность каждого по защите Рос. гос‑ва и авт. Башкурдистана. Конституц. акты действовали и после его преобразования в автономию сов. типа, были сохранены Отд. Баш. армия, административно-территориальное устройство, осуществлялись акты амнистии и помилования и др.

К первым конституц. актам сов. периода относят “Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии", декрет ВЦИК и СНК РСФСР “О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики" и К. БАССР 1925.

В 1924—25 был разработан проект “Конституции Башкирской Социалистической Советской Республики" (одобрен 27 марта 1925 на 5‑м Всебаш. съезде Советов). Включал 93 статьи, объединённые в 8 глав. Не был утверждён ВЦИК, но мн. его положения использовались в текущем законод‑ве БАССР: объявление башкирского языка и русского языка офиц. языками; вовлечение баш. женщин в обществ. жизнь; проведение экон. политики с учётом местных и нац. особенностей Башкирии; разделы о гос. устройстве БАССР; о выборах в Советы и др.

На 10‑м чрезвычайном Всебаш. съезде Советов в соотв. с К. СССР (1936) и РСФСР (1937) 23 июня 1937 была принята “Конституция (Основной закон) Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики" (утверждена 2 июля 1940 ВС РСФСР). Текст К. включал 114 статей, объединённых в 11 глав. К. провозгласила Баш. АССР социалистич. гос‑вом рабочих и крестьян, полит. основу к‑рого составляли Советы депутатов трудящихся, и закрепила основы гос. устройства: вхождение БАССР в состав РСФСР на правах авт. республики, обязательность действия на терр. БАССР законов СССР и РСФСР, гражданин БАССР являлся гражданином РСФСР и СССР, наличие своих высших органов гос. власти (Верховный Совет, Совет министров, Верховный суд, Прокуратура). Определялись пределы компетенции БАССР: принятие респ. К., внесение её на утверждение ВС РСФСР и контроль за её исполнением; установление районного деления с утверждением ВС РСФСР; охрана гос. порядка и прав гражданина; утверждение респ. нар.‑хоз. плана и бюджета и др. Провозглашались социалистич. система х‑ва и социалистич. собственность на орудия и средства произ‑ва в форме гос. (всенар.) и кооп.‑колх. собственности. Законом допускалось мелкое частное х‑во единоличных крестьян и кустарей, осн. на личном труде, закреплялось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, предметы домашнего х‑ва и обихода, личного потребления и др. Глава, посв. суду и прокуратуре, в осн. соответствуя союзной и рос. К., имела особенность: определялось ведение судопроиз‑ва в сел. районах с бол‑вом баш., рус., тат., мар. или чуваш. населения на языках этих народов, в центр. суд. Учреждениях — на баш., рус. и родном языках. К. закрепляла осн. права, свободы и обязанности граждан БАССР: права на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случаях болезни и потери трудоспособности, на образование, объединение в обществ. орг‑ции; свобода совести, слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки; обязанности соблюдать К. СССР, РСФСР, БАССР, исполнять законы, честно относиться к обществ. долгу, уважать правила социалистич. общежития, беречь и укреплять социалистич. собственность, соблюдать дисциплину труда, нести воинскую обязанность, защищать отечество. К. закрепляла руководящую роль Коммунистич. партии в сов. обществе, определила избирательную систему БАССР, установив выборность органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. К. установлены герб, флаг, столица БАССР (Уфа), порядок внесения изменений в К. на основе решения ВС БАССР, утверждённого ВС РСФСР.

На внеочередной 8‑й сессии ВС БАССР 9‑го созыва в соотв. с К. СССР (1977) и РСФСР (1978) 30 мая 1978 была принята “Конституция (Основной закон) Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики". Текст К. включал 10 разделов, 16 глав и 161 статью. В К. 1978 Баш. АССР провозглашалась общенар. Гос‑вом, вводилось понятие “народ", утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, соц. и имуществ. положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. обстоятельств, установился более полный перечень прав и свобод граждан (право на жилище, охрану здоровья, бесплатное образование, критику и обжалование действий должностных лиц, гос. и обществ. органов и др.), закрепилось положение о всенар. обсуждении наиб. важных вопросов гос. жизни (см. Референдум) и др. Подчёркивалось, что Коммунистич. партия является ядром полит. системы сов. общества, гос. и обществ. орг‑ций. Вместе с тем обществ. орг‑ции и труд. коллективы могли участвовать в управлении гос. и обществ. делами. Закон рассматривал свободный от эксплуатации труд сов. людей как источник роста обществ. богатства, благосостояния народа и каждого сов. человека. Гос‑во провозглашало осуществление принципа “От каждого — по способностям, каждому — по труду" и определяло высш. целью обществ. произ‑ва наиб. полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Экономика БАССР являлась составной частью экономики РСФСР, рук. к‑рой осуществлялось на основе гос. планов экон. и соц. развития. Допускалась индивидуальная труд. деят‑сть. Гос‑во должно было способствовать развитию и сближению наций и народностей СССР. В К. подчёркивалось, что к ведению БАССР относятся: принятие респ. К., внесение в неё изменений и контроль за её соблюдением; респ. законод‑во; охрана гос. порядка, прав и свобод граждан; установление порядка организации и деят‑сти респ. и местных органов гос. власти и управления; проведение единой соц.‑экон. политики; рук. экономикой респ., осуществлением бюджетов районов и городов, отраслями нар. х‑ва респ. подчинения, жилищно-коммун. х‑вом, торговлей, обществ. питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным и дорожным стр‑вом, транспортом, благоустройством городов и др. насел. пунктов; разработка и утверждение гос. планов экон. и соц. развития, гос. бюджета и утверждение отчётов об их выполнении; контроль за пользованием землёй, недрами, лесами и водами; определение районного деления; рук. нар. образованием, культ. и науч. орг‑циями и учреждениями, здравоохранением, физ. культурой и спортом, соц. обеспечением; охрана окружающей среды, пам. истории и культуры и решение др. вопросов респ. значения. Гос. план экон. и соц. развития и гос. бюджет респ. являлись составной частью гос. плана и гос. бюджета РСФСР. Законом были внесены изменения в гос. герб БАССР.

Развитию конституционного законод‑ва Башкортостана способствовало принятие Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики и Федеративного договора, осн. положения к‑рых вошли в “Конституцию (Основной закон) Республики Башкортостан", принятую на 12‑й сессии ВС РБ 12‑го созыва 24 дек. 1993. Текст действующей К. включает вводную часть, 2 раздела и 126 статей. К. закрепила основы респ. конституц. строя, установив, что Республика Башкортостан — дем. правовое гос‑во в составе РФ, её равноправный субъект, отношения между органами гос. власти РБ и органами гос. власти РФ определяются К. РБ, РФ, Договором РФ и РБ “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" и др. двусторонними договорами и соглашениями. Статус респ. и границы её терр. могут быть изменены только с согласия РБ, баш. и рус. языки признаются государственными на терр. республики, РБ имеет свои гос. символы. Утверждается разделение гос. власти на законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть, гарантируется местное самоуправление, признаются частная, гос., муниц. и др. формы собственности, идеологич. многообразие, свобода деят‑сти обществ. орг‑ций, многопартийность.

Согласно К., РБ является соц. и светским гос‑вом, обеспечивает сохранение и защиту ист. и культ. наследия, развитие культуры баш. народа и др. народов, проживающих в республике. РБ может вступать в междунар. и внешнеэкон. связи в пределах своих полномочий. Гос. власть в респ. осуществляют Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Глава РБ, Правительство РБ, местные органы гос. власти, суды. Гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам междунар. права, граждане имеют право избирать и быть избранными в органы гос. власти и местного самоуправления, не допускается насильств. изменение конституц. строя РБ, разжигание расовой, нац., соц., классовой, религ. ненависти и вражды, пропаганда насилия и войны. Земля и др. природные ресурсы являются основой жизни и деят‑сти народа республики, бюджетное устройство определяется федер. законами и законами РБ.

Закреплён порядок внесения изменений и дополнений в респ. К.: предложения могут вносить не менее 1/3 депутатов Гос. Собрания РБ, Глава РБ и Конституционный суд, положения глав 1‑й и 11‑й первого раздела рассматриваются по результатам референдума, др. положений — по решению не менее 2/3 голосов депутатов Гос. Собрания РБ. К. РБ, действующая с учётом внесённых изменений и дополнений, является основой текущего законод‑ва и способствует дальнейшему развитию республики и консолидации её многонац. народа.

Лит.: Конституционные акты Башкортостана. Уфа, 2003.

З.И.Еникеев

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ — КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

ПРАВИТЕЛЬСТВО РБ

ПРЕЗИДЕНТ РБ

Текст на башкирском языке

 

См. также

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВЕННАЯ

 

Яндекс.Метрика