Материалы

ИНОРОДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, русско-инородческие начальные народные училища, в России нач. общеобразовательные уч. учреждения для детей нерусских народов (инородцев). Создавались с 1860‑х гг. по инициативе пр‑ва, Русской православной церкви или земств в целях сближения нерус. народов с русскими через христианизацию и русификацию образоват. процесса. К И.ш. также относят инославные школы, создававшиеся в кон. 19 — нач. 20 вв. в целях распространения Священного Писания (см. Библия) среди неправосл. населения. Действовали в соотв. с “Правилами о мерах к образованию населяющих Россию инородцев” (1870), в основу к‑рых была положена система Н.И.Ильминского, “Правилами о начальных училищах для инородцев” (1906, 1911, 1913). Находились в ведении Мин‑ва внутр. дел, с 1874 — Мин‑ва нар. просвещения и управлялись инспекторами. Содержались на средства казны, сел. обществ, земств и частных лиц, были всесословными. Обучение было бесплатным. Действовали И.ш. раздельные (для мальчиков и девочек) и смешанные. Курс обучения в одноклассных школах составлял 2—4 года, в двухклассных — 4—6 лет. В уч. программу входили русский язык (разговор, чтение), чистописание, родной яз., арифметика, вероучение, пение, практич. занятия по с. х‑ву, во 2‑м классе также рус. история, география с естествознанием, черчение и основы геометрии. Использовалась уч. лит‑ра, изд. на родных яз. нерус. народов (на основе кириллицы). В 1918 И.ш. были ликвидированы или преобразованы в разл. типы единой труд. школы.

Правилами 1870 нерус. народы Уфим. и Оренб. губ. подразделялись на христиан и мусульман; в школах для мусульман приоритетным было изучение рус. языка, для христиан и тех, кто придерживался языческих верований, — религ. образование. В 1871 в Казанском, в 1875 в Оренб. учебных округах была учреждена должность инспектора тат., баш. и казах. школ. Развитию школы способствовало также принятие закона о всеобщей воинской повинности (1874), согласно к‑рому сокращался срок воинской службы для закончивших нач. уч‑ща (в т.ч. инородческие). В Уфим. губ. в 1879 насчитывалось 39 И.ш. (1116 уч‑ся, в т.ч. 58 девочек), 1900 — 167, 1911 — 299, в т.ч. 6 инославных школ; 1915 — 734 (41% всех нач. школ, не учитывая мектебы), из них преподавание на родном яз. велось в 36 (5%), на рус. — в 316 (43%), на родном и рус. — в 382 (52%) И.ш. Рус.-баш. школы (см. Русско-башкирские училища) в осн. находились в Белебеевском (72 школы), рус.-тат. — Мензелинском (73) и Белебеевском (42), рус.-чуваш. — Белебеевском (61) и Стерлитамакском (34), рус.-мар. — Бирском (81), рус.-морд. — Стерлитамакском (25) и Белебеевском (22) уездах. В Оренб. губ. в 1900 насчитывалось 28 И.ш. (2,2% всех нач. школ, не учитывая мектебы). Учителей для И.ш. готовили в Бирской инородческой учительской школе, Уфимской татарской учительской школе, Благовещенской учительской семинарии, учительских семинариях в гг. Казань, Оренбург, Челябинск, Троицк, Оренб. жен. гимназии, учит. ин‑те в Оренбурге, а также в медресе “Галия”, “Гусмания”, “Расулия”, “Хусаиния”, на разл. курсах. Ок. 50% учителей И.ш. Оренб. уч. округа имели нач. или домашнее образование (1911).

А.И.Кагарманова

 


Текст на башкирском языке

Учебные заведения (до 1917)

ОБРАЗОВАНИЕ

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ

Яндекс.Метрика