Материалы

ВОЙЛОК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, в традиц. быту башкир — разл. изделия, изготовленные из овечьей (реже верблюжьей) шерсти; декор. оформление этих изделий; раздел совр. декоративно‑прикладного искусства. Технология изготовления войлока (см. Кошмоделие), область его применения и декор. традиции в оформлении восходят к иск‑ву древних тюрков. У башкир широкое распространение получили войлочные ковры (кошмы), применяющиеся во внешнем (покрытие каркаса юрты) и во внутр. убранстве жилища (ими застилали пол и нары, завешивали стены), они являлись необходимой принадлежностью нар. обрядов и праздников (см. Мусульманские праздники), составляли часть приданого невесты. Изготовление из войлока муж. головных уборов (кейеҙ баш кейеме), муж., жен. и дет. обуви (см. Сарык, Ката), чепраков (сергетыш, серге; см. Конское снаряжение), мячей для игр (кейеҙ туп) было распространено до сер. 20 в. Башкиры изготавливали войлоки: чёрный, пёстрый из смешанной шерсти (ала кейеҙ), особо ценился белый войлок (аҡ кейеҙ). Им покрывали юрту (аҡ тирмә — распространённый в баш. фольклоре образ, являющийся символом добра, нравств. чистоты и благородства, с ней в народе связаны представления о домашнем уюте, благополучии) во время праздников и свадеб, белую кошму набрасывали на коня батыра, победившего на скачках, белым с узором чепраком украшали лошадь невесты. Характерные качества войлока — мягкость, пластичность, небольшой ворс, особая фактура — одновр. выступают и как декоративные, особенно в окружении предметов из кожи, дерева, металла, узорных домотканых и вышитых изделий (см. Дерево художественное, Кожа художественная, Металл художественный). Худ. обработка войлока у башкир, в отличие от киргизов и казахов, более простая: лаконичны рисунок и техника орнаментации (см. Орнамент); осн. способы: вваливание узора (наиб. древний и простой), аппликация, вышивка; распространённые мотивы узоров: ромбы, треугольники, квадраты, зубчатые полосы, ромбические цепи, фигуры в форме бараньих рогов, S‑образные фигуры.

При вваливании кошму декорировали только с одной стороны несложным по рисунку узором. Для этого маленькие шерстяные клубочки и пряди (по цвету контрастные основе, иногда крашеные) в определённом порядке раскладывали на поверхности слегка скатанного В., затем валяли до тех пор, пока между ними не происходило прочное соединение и кошма не приобретала нужную плотность. Полученный узор отличался мягкой расплывчатостью орнамента. В отд. селениях на Ю.‑В. респ. часто вместо узора в центре изделия выкладывают крупными цифрами или буквами дату изготовления, имя мастерицы, иногда изображают мусульм. символы (см. Символика религиозная). С кон. 19 в. в п.Благовещенский Завод Уфим. губ. в домашних мастерских используют технологию изготовления “кукморских валенок": в войлочную массу вкатывалась вышивка, выполненная тамбурным швом шерстяными нитками. Особенно нарядными, яркими были жен. чепраки и обувь, при изготовлении к‑рых чаще применялся белый войлок. Они оформлялись аппликацией и вышивкой кускарными узорами (роговидными и спиралевидными завитками, в осн. парными). В обуви особое внимание уделялось декорированию пятки и высокого голенища, где узор составлял пышную композицию; чепраки оформлялись лаконичными узорами, дополнявшимися цв. кисточками по углам и бахромой по краям.

Со временем войлок утратил своё древнее утилитарное назначение — перестал быть утеплителем жилища и распростран. материалом для изготовления бытовых изделий. Его осн. функцией стала эстетическая: войлочными панно, подобно текстильной миниатюре (см. Текстиль художественный), декорируют интерьеры.

В проф. декор.‑прикладном иск‑ве Башкортостана интерес к В.х. возникает в сер. 90‑х гг. 20 в., когда на выставках появляются инсталляции и панно А.Ф.Галина, выполненные в технике войлочного валяния. Совмещая войлок с др. традиц. материалами (металл, кожа, конский волос, шерстяные нити), художник добивается выразит. сочетания фактур и создаёт экзотич. образ, наполненный духом древности, романтикой кочевой жизни. Вместо традиц. приёма вваливания узора Галин использует приём крашения отд. частей полотна анилиновыми красителями. В основе образного строя его крупноформатных инсталляций “Аруах” (“Души предков”, 1995) и “Векторы степей” (1997) лежат мифологизир. представления баш. народа. В панно “Кипчачка” (1997; все — серия “Дешт‑и‑Кипчак”) при явно выраженном изобразит. начале духовным лейтмотивом становится выгравированная на раме тамга.

В нач. 21 в. к В.х. обращаются А.А.Байрамгулова; Г.Т.Мухамедьярова и О.В.Литвиненко (в совершенстве владея техникой войлочного валяния, применяют новый приём крепления войлочного полотна иглопробивной техникой, заимствованный из нетканого гобелена, их декор. панно отличаются разнообразием форм, размеров, образов). Для Литвиненко в большей степени характерна иллюстративность (панно “Родные мотивы”, 2003). Мухамедьярова в своих произв. ориентирована на традиц. мотивы декора древних войлоков — тамгу и элементы кускарной вышивки (панно “Древнесловие”, 2004), она создаёт образы‑символы, образы‑знаки, к к‑рым в последние годы стала обращаться и Литвиненко (панно “Возрождение”, 2005). На взаимопроникновении древних баш. и казах. традиций в сочетании их с совр. приёмом коллажного сопоставления разл. материалов строится тв‑во Байрамгуловой (панно “Песня”, серия “Солнечные олени”, 2003).

Возрождению массового интереса и развитию техники войлочного валяния способствует деят‑сть Центра народного творчества: разработан выставочный проект “Тамга” (в 2002 он вошёл в гос. программу развития нар. худ. промыслов РБ), в рамках к‑рого с того же года проводятся ежегодные респ. семинары с участием нар. мастеров, выставки В.х. “Тамга” (в 2005 одна из них состоялась в Москве), совместно с БГПУ ведётся целенаправленная работа по освоению древней техники изготовления войлока студентами художественно-графич. факультета ун‑та, а также учащимися дет. худ. школ республики (см. Художественная школа №1, Художественная школа №2).

Осн. центрами развития техники войлочного валяния в РБ ныне являются гг. Белорецк, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, Стерлитамак, Уфа, с.Иглино Иглинского р‑на. Большой интерес к В.х. отмечается в Абзелиловском, Баймакском, Белокатайском, Гафурийском, Нуримановском и Стерлибашевском р‑нах Башкортостана.

Лит.: Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979; Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993; Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: кат. 1‑й респ. выст. /авт.‑сост. С.В.Евсеева. Уфа, 1997; Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: каталог 2‑й респ. выст. /авт.‑сост. С.В.Игнатенко. Уфа, 2002.

С.В.Игнатенко, А.Г.Янбухтина


Виды декоративно-прикладного искусства

КОШМОДЕЛИЕ 

Яндекс.Метрика