Материалы

ВИТРАЖ (франц. vitrage), орнаментальная или сюжетная декор. композиция (в окне, двери, в виде самостоят. панно, в разл. худ. изделиях) из стекла или др. пропускающего свет материала. Худ. выразительность В. усиливается естеств. или искусств. освещением. Цветной В. создаёт особую свето-воздушную среду и переменчивую игру цвета, придаёт своеобразие объекту и его окружению. В классич. В. кусочки стёкол, нарезанные в соответствии с рисунком, соединяются профилем (свинцовым, латунным, мельхиоровым и др.), к‑рый затем спаивают. При создании совр. В. используется разное по фактуре цветное или бесцветное стекло; применяется сочетание разл. витражных техник. Существуют В.: паяный (классич., тиффани), бесшовный (пескоструйная гравировка, спекание, роспись по стеклу и др.), литой. Технически более доступными являются лаковые и плёночные имитации.

Одна из первых работ в области В. – имитация (матовое стекло, прорисовка и выделение контуров красками на лаке) на темы рус. и баш. сказок, использованная в оформлении здания ДК “Нефтехимик”, – относится к нач. 60‑х гг. 20 в. В., созданные в 60–80‑е гг. и украсившие интерьеры обществ. зданий респ., отличались особой масштабностью, торжественностью и монументальностью форм (см. Монументальное искусство). В классич. технике выполнены В. “Павлин” в Театре кукол (1976; С.М.Горюхин, Ю.С.Грушевский, П.П.Сабанцев), “Мелодии Башкирии” в Баш. филармонии (1984; М.М.Гайсин, Г.А.Зайнагутдинов, Г.Г.Калитов), “Хоккей” во Дворце спорта (1990; Г.Л.Новиков и др.), орнаментальный и сюжетный В. в ресторане “Россия” (В.В.Новиков), “Музы” в Национальном Молодёжном театре (В.С.Брохин; все – 1993), “Пейзаж с оленем” (1994; Р.А.Валиуллин) в здании ОАО “БЭТО” (все – Уфа), “Культура” (1989; В.В.Новиков и др.) в ДК с‑за “Рощинский” Стерлитамакского р‑на; в технике литого В. – “Творчество” (1980; Т.А.Андреева) во Дворце дет. тв‑ва (г.Ишимбай), тематич. витражные композиции в БГМУ (1985),  к/т “Искра” в Уфе (1988; оба – Э.М.Саитов) и др.

С кон. 20 в. возрастает интерес художников к иск‑ву В., что связано с развитием новых технологий и увеличением частных заказов. Классич. паяный В., оставаясь одним из самых популярных, находит широкое применение в оформлении обществ. зданий: орнаментальный (ОАО “Башсбербанк”, 1996; В.В.Новиков, Г.Л.Новиков, А.А.Петриков); геральдич. (ресторан “Лидо”, 2000; В.В.Новиков, Г.Л.Новиков); “Степь” (Башкирский театр драмы, 2001; В.В.Новиков и др.) и др. Орнаментальные витражные композиции использованы в оформлении мечетей с‑за “Рощинский” Стерлитамакского р‑на (2001; Л.В.Новиков, Г.Н.Новикова), д.Таваканово Кугарчинского р‑на, “Ихлас” в Уфе (обе – 2002; Г.Л.Новиков, Петриков).

Л.И.Кудоярова

 

Текст на башкирском языке


Виды изобразительного искусства

 

Яндекс.Метрика