Материалы

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, религ. обряд умилостивительных и благодарственных приношений божествам, “святым", предкам, разл. духам и т.д. Существует во всех религиях. Различаются кровавые (человеч., ж‑ные), бескровные (пищевые, предметные и т.д.), совершаются коллективно или индивидуально. Ж. у башкир связано с доисламскими верованиями, основано на анимистических представлениях. Одной из ранних форм Ж. был обычай оставлять умершим сородичам пищу, оружие, утварь и т.п. Свидетельства человеческих Ж. отражены в эпосе “Урал‑батыр" (“...В честь себя и отца своего ... в жертву людей приносит Катил..."), обряде “Ямғыр саҡырыу" – “Вызывание дождя" (бросание людей в реку), ритуальном танце “Кәкүк" – “Кукушка" (женщина выполняет движения, символизирующие “отрыв" частей тела и “отдачу" их кукушке), играх “Әбәк" – “Замри" и “Ҡыуышыу" – “Догонялки" (не выдержавший испытаний “сгорает", “умирает" или “превращается" в камень) и др.

Наиболее распространёнными были Ж. ж‑ными: Солнцу (во время заката, равноденствия – белого коня, во время затмения – чёрного), Небу (коня, омытого молоком или кумысом), Земле (закапывание бараньей головы, жертвенной крови, сосуда с молочным напитком), Огню (свадебный обряд  бросание невестой в очаг кусочка животного жира). Известен торжеств. обряд Ж. Солнцу и богу Тенгри. Ж. происходило на вершине горы, при стечении большого кол‑ва людей и обильном угощении мясом жертвенного ж‑ного. Известны праздник с обществ. Ж. “Мир ҡорбаны" (“Мир Курбан") и поминальный обряд с общинным Ж. “Ололар аяты" (“Аят старейших"), во время к‑рых забивали коня и устраивали коллективную трапезу, совершаемую для процветания племени, в честь предков. Традиционно приносили в жертву необъезженного коня, овцу чёрной или белой масти (здоровых, неклеймённых, без ритуальных пометок и т.д.). Для вызывания дождя во время засухи хозяину туч, перед уходом воинов в бой духу войны приносилась в жертву чёрная овца; для установления хорошей погоды после продолжит. ненастья Солнцу (обряд “Аҡ теләккә сығыу" – “В честь светлых пожеланий"), благополучного возвращения из дальних странствий Хызыру, предкам-покровителям, духам священных деревьев – корова или белая овца. Аналогичный обряд проводился для исцеления от болезни во время эпидемий. Шкуру отдавали духовному лицу, совершающему ритуал, мясо съедалось присутствующими, кроме больного. Во время проведения обряда перенесения болезни с больного на тряпочные куклы резали петуха или гуся, жертвуя его духу болезни. Если в быту часто ломались лопаты, вилы, духу железа приносили в жертву рыжего или серебристого коня, после удачной охоты для духа охотничьего оружия на пику или стрелы насаживали кусочки мяса. Ж. (пускание крови жертвенной овцы, обмазывание жиром или кумысом) совершались духам пещер, высохших рек, расщелин, скальных ниш (своеобразное олицетворение женского лона) для возможности зачатия бесплодных женщин.

Позже формы Ж. становились более символическими: в землю закапывали яичную скорлупу, к деревьям привязывали цветные ленточки, в реку бросали монеты, ракушки, бусинки и т.д. Окроплённые кровью жертв. ж‑ных разл. камни (“Яҙаташ" – “Священный камень", “Йәй ташы" – “Летний камень", “Ҡолоҡай ташы" – “Камень-жеребёнок") использовались для вызывания дождя, защиты домашнего очага, изгнания злых или умилостивления добрых духов (эйя); при лечении суставов, лихорадки и т.д. С распространением ислама Ж. ж‑ными совершались во время мусульманских праздников, погребальных обрядов и поминовений, свадьбы, имянаречения и др. знаменательных событий.

Ж. также совершались в честь благополучия дома во время установки основания сруба (“нигеҙ ҡорбан"), процветания рода (“нәҫел ҡорбан"), Ж., оберегающее от болезней, несчастий (“нәҙер ҡорбан") и др. Для совершения Ж. применялись жертвенники (дер., жел., каменные, костяные), украшенные кресто‑ и волнообразными линиями, узорами зооморфного (с изображениями волка, орла, головы быка, барана, бараньих рогов) или растительного характера. В погребальных обрядах жертвенники ставили перед зажжёнными кострами, в могилах рядом с умершими. Во время Ж. использовались раковины с носиками для слива жидкости, окованные металлом дер. сосуды для питья, камни для выжимания сока растений, цедилки для очищения, ложечки для жертвенного напитка, крови или жира.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. 1‑се т. Йола фольклоры. Өфө, 1995; Инан А. Шаманизм тарихта һәм бөгөн. Өфө, 1998.

Р.А.Султангареева

ВЕРОВАНИЯ ДОИСЛАМСКИЕ

ШАМАНИЗМ

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика