Материалы

ДЖИНН (ен), в баш. мифологии злой дух, приносящий человеку несчастья. В доисламских верованиях выступает как неперсонифицированное божество, к‑рое часто ассоциировалось с дию, пярий. Согласно кораническим сюжетам, фантастич. существо, сотворённое Аллахом из бездымного огня, способное принимать любое обличье. Различаются Д., принявшие ислам и творящие добрые дела, и “неверные", вводящие людей в заблуждение и насылающие на них болезни. Наиб. злобным из Д. считается шайтан. Подчёркивая враждебность Д., башкиры называют его ен-шайтан, ен-пярий (ен-пәрей), ен-захмат (ен-зәхмәт, букв. Д., приносящий болезнь). Представлялся в разл. образах: человека или ж‑ного (чаще собаки, коровы, кошки или лошади), “некоего беспокойного,что можно увидеть" (“күренә торған мәшәҡәттәр"), как нечто мелкое и в большом кол‑ве, заполняющее мир и др. Д. считался причиной болезней (нервно-психич. расстройств, паралича и др.) и даже смерти после “встречи" с ним. Для защиты от Д. запрещалось после заката солнца выливать грязную воду, появляться в предполагаемых местах его обитания (возле развалин старых домов, мусорных ям,куч золы, навоза и т.д.), выходить из дома женщинам и детям, оставлять на ночь открытой пищу; следовало закрывать двери на ночь и произносить при этом молитву.В случае болезни о человеке говорили “ен ҡағылған", “ен һуҡҡан" —  “Д. задел (прикоснулся, ударил)" и называли его “енле кеше" (“человек, одержимый Д."). По поверьям, выздоровление было возможно только после “изгнания" Д. (“енҡыуыу"): в процессе лечения, схожего с шаманским камланием, или“переманивания пищей" (знахарь ставил еду возле больного и произносил молитву с обращением к духу отведать принесённую пищу; затем,взяв горшок с едой, относил его далеко от дома больного в безлюдное место, продолжая повторять своё приглашение; обратно знахарь возвращался др. дорогой).

Сюжеты о Д. широко распространены в баш. фольклоре: он держит в неволе юношей и девушек (эпосы “Урал-батыр", “Алдар менэн Зухра"), пожирает всё живое (сказка “Таҙ һәмен-апай" — “Плешивый и сестра-оборотень") и др., но в то же время, будучи усмирённым, помогает человеку и исполняет его желания (сказки “Тылсымлы балдаҡ" — “Волшебное кольцо", “Сүл аты" — “Конь пустыни"). В башкирском языке сохранились фразеологизмы, в к‑рых упоминается Д.: “ен балаһы" — “чертёнок" (о резвом, шаловливом ребёнке),“ен мутлығы" — “проделки Д.",“ен туйы" — “свадьба Д." (о шумном, беспорядочном сборище),“ен алыштырған" — “подменённый Д." (о плаксивом, капризном ребёнке) и др.

Лит.: Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991; Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.

М.Н.Сулейманова


Персонажи башкирской мифологии

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика