Материалы

ДЕРВИШ (перс. — бедняк, нищий), мусульм. мистик, член суфийского братства. Вне зависимости от принадлежности к тому или иному братству (Бекташия, Накшбандия и др.) Д. подразделяются на странствующих и постоянно живущих в обители под рук. ишана (пир, устаз). Соц. состав Д. неоднороден, нередко в их число входят зажиточные ремесленники, торговцы, чиновники. Осн. масса Д. ведёт аскетич. образ жизни, нек‑рые отказываются от брака и т.д. Д. распространяли идеи своих братств и на терр. Башкортостана. Среди башкир считались святыми, их могилы являются местами поклонения. Как Д. известен сэсэн Муллагул-дивана, повлиявший на духовное формирование А.А.Валидова в его дет. годы. Образ Д. представлен в трагедии “Ай тотолган тондэ", эпосе “Тахир менэн Зухра" и др. С нач. 20 в. башкиры называли Д. странствующих лиц из бедных слоёв населения.

Лит.: Хөсәйенов Ғ. Башҡорт халҡының рухи донъяһы — Духовный мир башкирского народа. Өфө, 2003; Ярмуллин С. Ахыр заман аяҡ аҫтында. Өфө, 2004.

Ф.Г.Хисамитдинова, Г.Б.Хусаинов


СУФИЗМ

Текст на башкирском языке

Яндекс.Метрика