Материалы

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ, уч. заведения для работающих подростков и взрослых; форма организации индивидуального образования. Подразделяются на конфессион. и общеобразовательные. Целью конфессион. В.ш. (у христиан — В.ш., у мусульман — пятничные, у иудеев — субботние) является религ.-нравств. воспитание, приобщение к элементарным религ. догматам и обрядам. В России православные В.ш. существовали с 1‑й пол. 18 в. при церк. приходах, храмах православных, духовных семинариях, церковно-приходских уч‑щах. Находились в ведении Святейшего Синода. В уч. программу входили Закон Божий, священная история, чтение по книгам гражд. и церк. печати, письмо, арифметика. С сер. 19 в. действовали в осн. в форме воскресных чтений.

Общеобразоват. В.ш. открывались в нач. 19 в. на обществ. и частные средства, в частности, отд. предпринимателями для несовершеннолетних рабочих и детей рабочих. В 1860‑е гг. стали частью гос. системы образования, официально были приравнены к нач. школам. Находились в ведении Мин‑ва нар. просвещения, содержались на средства земских и гор. органов самоуправления, сел. обществ и др. С 1864 деят‑сть В.ш. поставлена под контроль администрации учебных округов и приходских священников. В В.ш. принимались дети независимо от сословия и национальности. Обучение было бесплатным, труд учителей — добровольным. Занятия проводились в выходные и праздничные дни, в кон. 19 в. — и в будни по вечерам. В уч. программу входили Закон Божий, чтение, письмо, первые правила арифметики, история, география, естествознание; дополнительно также изучались ремёсла, рукоделие, рисование. В 1890‑е гг. В.ш. реорганизовывались в воскресно-вечерние и вечерние школы, создавались также низшие проф. и ремесленные В.ш., к‑рые давали нач. образование и элементарные техн. знания (выбор спец. предметов определялся потребностями местных произ‑в). По “Правилам об уроках, учреждаемых при учебных заведениях для взрослого населения” (1902) допускалось открытие В.ш. повышенного типа на базе пром. и городских училищ. После Революции 1917 В.ш. были закрыты, их заменили ликбезы (см. Ликвидация неграмотности), школы грамоты и др. С нач. 90‑х гг. 20 в. открываются нац. и конфессион. В.ш.

В Башкортостане первые В.ш. открыты ссыльными поляками во 2‑й пол. 19 в. В.ш. действовали в городах и сел. насел. пунктах Уфимской губернии (Белебей, Бирск, Златоуст, Стерлитамак, Уфа и др.). В 1900 в Уфим. губ. насчитывалось 15 общеобразоват. В.ш. Мин‑ва нар. просвещения и 2 В.ш. Святейшего Синода; в Оренбургской губернии — 8 и 10 соответственно. В 1992 в целях возрождения родного языка и культуры малочисленных народов принято постановление Уфим. городского Совета нар. депутатов “Об открытии национальных воскресных школ”. Нац. В.ш. стали открываться за счёт муниципального бюджета. В них взрослые и дети изучают родной яз. и лит‑ру, историю и культуру, обычаи и традиции своего народа. В 2002 Правительством РБ утверждена гос. программа “Народы Башкортостана”, в соотв. с к‑рой к 2005 под рук. Мин‑ва образования, администрации городов и районов была создана респ. система В.ш. по изучению родных языков. В Уфе работают 12 нац. В.ш.: арм., баш., греч., евр., 2 мар., нем., польская, тат., 2 укр., чуваш.; в г.Стерлитамак — нем. и чуваш., в г.Салават — украинская. При религ. организациях действуют также конфессион. В.ш. За пределами РБ существуют баш. В.ш.: в Приморском крае, Татарстане, Тюменской обл., Удмуртии и др.

Т.М.Аминов

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебные заведения (до 1917)

Яндекс.Метрика