Материалы

ДРАМА (греч. drama, букв. – действие), один из ведущих (наряду с  комедией и трагедией) жанров драматургии. Изображает преим. частную жизнь человека в остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, небезысходных отношениях с обществом или собой. В башкирской литературе одним из первых опытов Д. является произв. Бахтияра Бахтигарей-углы “Ер һатыу” (1915; “Продажа земли”), где в реалистических картинах показана драматическая история двух разорившихся братьев, вынужденных продать свои земли за бесценок.

Д. с самого начала своего возникновения развивается в двух тематич. направлениях: отображение современности и ист. прошлого. Д. на темы современности становятся явлением и литературным, и общественным: они превращаются в фактор не только воссоздающий, но и созидающий, играют активную роль в формировании нравственности и мировоззрения современника. Лучшими образцами современной Д. в баш. драматургии являются дилогии “Һаҡмар” (“Хакмар”) и “Дуҫлыҡ һәм мөхәббәт” (“Дружба и любовь”) С.М.Мифтахова о коллективизации, “Рәйсә” (”Райса”) и “Фәйзи” (“Файзи”) Н.Асанбаева о нефтяниках Башкортостана, “Ун өсөнсө председатель” (“Тринадцатый председатель”) и “Һуңғы уҙаман” (“Последний патриарх”) А.Х.Абдуллина о противоречиях коллективного хозяйствования в деревне и др. В Д. на ист. темы предметом худ. исследования становится прежде всего нравств. коллизия, связанная с борьбой человека за духовное раскрепощение; в них выступают конкретные личности [Салават Юлаев, Касим Мырдашев (см. “Кахым-туря”) в одноим. произв. Б.Бикбая, Батырша – Ф.В.Богданова; К.А.Хакимов в драме Н.Асанбаева “Ҡыҙыл паша” – “Красный паша” и др.]; вымышленные события и обобщённые герои (Карагул в одноим. пьесе Д.Юлтыя, Карлугас – Б.Бикбая и др.).

В баш. драматургии широкое распространение получили героич., психол., филос., романт., бытовая, этногр. и др. жанровые разновидности Д. В психол. Д. (“Әсәләр көтәләр улдарын” – “Матери ждут сыновей” А.М.Мирзагитова, “Ул ҡайтты” – “Он вернулся” А.К.Атнабаева, “Ҡыр ҡаҙҙары” – “Дикие гуси” Р.А.Сафина, “...Шайморатов генерал” – “...Шаймуратов-генерал” Ф.М.Булякова, “Юғалтыуҙар аша” – “Через утраты” И.Х.Юмагулова и др.) поднимаются морально-этич. проблемы, создаются острые психол. коллизии. Для романт. Д. (“Айгуль иле” М.Карима, “Айһылыуҙың айлы кистәре” – “Лунные вечера Айхылу” И.А.Абдуллина, “Йәнбикә” – “Янбика” Сафина, “Онотма мине, ҡояш!” – “Не забывай меня, солнце!” А.Х.Абдуллина, “Һәҙиә” – “Хадия” Г.Г.Шафикова, “Ҡыпсаҡ ҡыҙы” – “Дочь степей” А.Ш.Ягафаровой и др.) характерны масштабность образов, романтико-героич. пафос, метафорич. символика. В центре бытовых Д. (“Бермуд өсмөйөшө” – “Бермудский треугольник” Р.Кул-Давлета, “Дүрт кешелек табын” – “Стол на четверых” Н.Гаитбая и др.) – жизнь отдельно взятой семьи как отражение жизни общества. В совр. башкирской Д. наблюдается стремление к сочетанию бытовой подробности, реального и обобщённо-символического, соединению сурового драматизма и романт. приподнятости, конкретно-предметного и ассоциативного.

Лит.: Килмөхәмәтов Т.Ә. Халыҡсанлыҡ көсө: әҙәби тәнҡит мәҡәләләре, ижади портреттар. Өфө, 1998; Әхмәҙиев Р.Б. Драматургияла жанр формалары. Өфө, 2003; Хөсәйенов Ғ.Б. Башҡорт әҙәбиәтенең поэтикаһы. 1‑се киҫ.: Теоретик поэтика. Өфө, 2006; Кильмухаметов Т.А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа, 1995.

Т.А.Кильмухаметов

 

Жанры драматургии

АБСУРДА ДРАМА

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика