Материалы

ДОМАШНИКОВ Борис Фёдорович (5.4.1924, д.Кригоузово Иваново-Вознесенской губ. – 20.6.2003, Уфа), живописец. Нар. худ. СССР (1982) и РСФСР (1975). Чл.-корр. РАХ (1996). Засл. худ. РСФСР (1965), засл. деят. иск‑в БАССР (1965). Член Союза художников РБ (1954). Окончил Баш. театрально-худ. уч‑ще (1950; педагог А.Э.Тюлькин).

Один из крупнейших мастеров пейзажной живописи Башкортостана и России 1960–90‑х гг. Гл. тема произв. – Россия, природа Урала. Тв‑во Д. представлено звучными по цвету полотнами, к‑рые отличаются тонким лиризмом и композиц. ритмом, отражают гармоничное и возвышенно‑эмоциональное мировосприятие художника. Одно из первых значит. произв. – “Зима на окраине” (1956), открывшее тему провинциальной гор. окраины. Лирич. начало определяет эмоц. строй начатой во 2‑й пол. 50‑х гг. серии “По Южному Уралу” и картин “Май. Березняк” (1960), “Осень. Электричка” (1971) и др. В 50–70‑е гг. Д. создаёт серию “Храмы России”, к‑рая отображает величеств. красоту памятников древнерус. архитектуры: “В Новгороде” (1958), “Весна в Ростовском кремле”, “Псков. Троицкий собор” (обе – 1966), “Собор Василия Блаженного” (1975) и др. Со 2‑й пол. 60‑х гг. манера письма художника становится более условной, он творчески перерабатывает и применяет живописные методы импрессионизма: лёгкий дробный мазок придаёт картинам воздушность и трепетную эмоциональность. Произв. 70‑х гг. отличаются повышенной декоративностью, мажорным звучанием колорита. Нередко Д. вводит в пейзаж изображение человеч. фигур, к‑рые помогают передать ощущение современности, раскрыть многообразие связей человека и природы: “Вечерний сеанс” (1969), “Весна и художники” (1970), “Пейзаж с поездом” (1981). Особое место в тв‑ве мастера занимают работы, посв. Красной площади в Москве: “Вид на Красную площадь” (1975), “На Красной площади” (1977), “Май. Красная площадь” (1991), “Ностальгия” (2000) и др., а также произв., в к‑рых прослеживаются мотивы патриотического и общественного звучания: “Родина” (1970), “День Победы”, “Память” (обе – 1985). На протяжении всего творч. пути художника привлекали уральская природа, живописные уголки Башкортостана, улицы Уфы: “Кара-Идель” (1969), “Пробуждение” (1983), “Тишина” (1990). Разрабатывая эти темы, мастер приходит к новой трактовке пейзажа, наполняя его обобщённым, эпическим смыслом: “Сказ об Урале” (1974), “Старый Урал”, “Весна на станции” (оба – 1993) и др. Гармоничное сосуществование мусульм. и христ. миров находит отражение в работах “Погост”, “Осень. Мечеть. Дорога к храму”, “Уфимский романс с минаретом” (все – 1992).

Участник выставок с 1949. Персональные выставки (с 1953): гг. Октябрьский, Салават, Уфа, Звёздный городок, Кемерово, Ленинград, Магнитогорск, Малоярославец, Москва, Новокузнецк, Новосибирск, Пермь, Саранск, Саратов, Свердловск, а также Высокие Татры, Карловы-Вары, Пештаны, Прага (все – Чехословакия). Работы находятся в коллекциях БГХМ, Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (С.-Петербург), в музеях и галереях, частных собраниях в России и за рубежом. Лауреат Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Москва, 1957). Пр. БАССР им. Салавата Юлаева (1977). Награждён орд. “Знак Почёта” (1967). Именем Д. в Уфе названа улица, на доме, где находилась мастерская художника (ул. Салавата, 17), установлена мемор. доска, посв. ему.

Соч.: Москва. Красная площадь //Художник. 1962. №5; Проблемы современного пейзажа //Там же. 1976. №3.

Лит.: Голованов Н.Н. Б.Ф.Домашников. Л., 1965; Весеннее раздумье. Б.Ф.Домашников. Живопись: каталог/авт.-сост. В.М.Сорокина. Уфа, 2000.

И.Н.Оськина

 

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика