Материалы

ГИЗЗАТУЛЛИНА-ВОЛЖСКАЯ (Гиззатуллина) Сахибъямал Гиззатулловна (15.5.1892, Казань — 6.4.1974, г.Чистополь, похоронена в Казани), актриса, режиссёр. Засл. арт. ТАССР (1966). С 1907 актриса труппы И.Ашкадарского “Фажига вә мөсәккин ислямия" (“Мусульманская драма и мелодрама", см. “Сайяр"). В 1912 организовала в Уфе проф. театр. труппу “Нур". В годы Гражданской войны возглавила 6‑ю фронтовую труппу при 2‑й армии Восточного фронта. В 20‑е гг. работала в драм. т‑рах в Ижевске, Казани и др. Выдающаяся актриса реалистич. направления. Впервые на нац. сцене исполнила роли в спектаклях по произв. заруб. классич. драматургии: Луиза (“Коварство и любовь" Ф.Шиллера), Трильби (одноим. пьеса Г.Г.Ге по одноим. роману Дж. Дюморье), Мариана (“Скупой" Мольера). Точностью соц. характеристики отличались созданные ею образы Шафики “Жалкое дитя" Н.Кемаля; дебют, 1907), Сарби (“Распутство" Г.Камала), Биби (“Несчастная Бибижихан" З.Сеид-Заде), Катерины (“Гроза" А.Н.Островского). Глубиной чувств и тонким лиризмом были проникнуты роли Зюбейды (“Живи, Зюбейда, буду жить и я" С.Л.Рамиева), Галии (“Брачный договор") и Фатимы (“Учительница"; обе — Г.Исхаки). В 1923 выступала на сцене Башкирского театра драмы, где создала яркие характерные образы Зулейхи (“Юсуф и Зулейха" К.Г.Тинчурина) и Сарби (“Молодые сердца" Ф.Бурнаша). В режиссёрской деят‑сти стремилась к героико-романтич. и трагедийным сюжетам, к изображению больших, сильных чувств: “Молодёжь" и “Неравные" Ф.Амирхана, “Зулейха" Г.Исхаки и др. Жизни и тв‑ву Г.-В. посвящена пьеса “Гульджамал" Н.Исанбета.

Лит.: С.Гыйззәтуллина-Волжская турында истәлекләр. Казан, 1982.

 С.С.Саитов

Текст на башкирском языке

Яндекс.Метрика