Материалы

ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произв. к‑рого выполняются красками на к.-л. поверхности. При создании произв. используются разнообразные изобр. и выразит. средства — цвет, рисунок, колорит, светотень, композиция, фактура, позволяющие передать красочное богатство мира, зримые явления жизни. Ж. с её большими идейно‑худ. возможностями, широтой жанров стремится к раскрытию сущности ист. процессов, внутр. мира человека, к выражению отвлечённых идей.

Разновидности Ж.: монументально‑декоративная, выступающая в ансамбле с архитектурой (стенные росписи, панно; см. Витраж, Монументальное искусство); станковая (картины), имеющая самостоят. значение, обычно не связанная с к.‑л. определ. местом; иконопись; миниатюра; театрально-декорационная (эскизы кино- и театр. декораций, костюмов; см. Сценография). По технол. особенностям красителей различают Ж. масляную, темперную, восковую, анилиновую, фресковую, эмалевую, лаковую (см. Лаки художественные). Для исполнения живописных произведений часто применяются акварель, гуашь, пастель, тушь.

В Башкортостане становление Ж., впитавшей лучшие традиции рус. изобр. школы и баш. нар. иск‑ва, приходится на нач. 20 в. и связано с деят‑стью Ю.Ю.Блюменталя, К.С.Девлеткильдеева, М.Н.Елгаштиной, А.П.Лежнева, А.Э.Тюлькина. Объединившись в Общество любителей живописи (см. Уфимский художественный кружок), они оказали значит. влияние на процесс формирования и развития нац. изобр. иск‑ва. Годы деят‑сти общества совпали с пребыванием в Башкортостане основоположника рус. футуризма Д.Д.Бурлюка, произв. к‑рого пробудили интерес баш. художников к декоративно-пластич. стороне Ж. (“Дворик на даче” Тюлькина, 1919; “Синие тени” Лежнева, 1918 и др.). Большое значение для дальнейшего развития баш. Ж. имело открытие в 1920 Уфим. худ. музея (см. Художественный музей им. М.В.Нестерова).

Развиваясь в рамках идеологич. заданности (см. Социалистический реализм), Ж. вед. мастеров респ. 20—30-х гг. сохранила духовную содержательность образов. Так, Тюлькин нашёл своеобразную поэзию в изображении нефтяных вышек, первых тракторов, уфим. окраин (“Цветущие окна”, 1924; холст, темпера); Лежнев исполнил цикл картин о Салавате Юлаеве (“Поимка Салавата”, 1930; фанера, масло); серию типологич. портретов башкир, композиции со сценами нац. быта создали Блюменталь, Девлеткильдеев, В.С.Сыромятников. Работы Девлеткильдеева “Портрет Мажита Гафури”, “Портрет народного артиста БАССР Г.Мингажева” (обе — 1937) открыли галерею портретов деятелей баш. лит‑ры и культуры, продолженную мастерами последующих поколений. С док. точностью отразил эпоху в своих индустр. пейзажах И.И.Урядов (“Постройка инструментального цеха”, 1934).

С открытием в 1926 худ. отделения в Баш. техникуме иск‑в (см. Искусств училище), в к‑ром преподавали Девлеткильдеев, Лежнев, Л.В.Лезенков, И.Н.Самарин, Тюлькин, Урядов, в респ. началась подготовка проф. художников. Выпускники этого учебного заведения (Г.А.Амиров, В.П.Андреев, К.И.Герасимов, Р.Г.Гумеров, Г.Ш.Имашева, Р.У.Ишбулатов, Г.С.Мустафин, Н.А.Русских, А.В.Храмов и др.) внесли значительный вклад в развитие баш. Ж. В 1934 был создан Союз художников.

Во время Великой Отечественной войны мн. художники ушли на фронт, но худ. жизнь не прерывалась. Продолжали работать Урядов (“Переправа Чапаевской дивизии через реку Белую у Красного Яра”, 1940), Тюлькин (“Весна. Подснежники”, 1941; “Голубец”), Девлеткильдеев (“Девочка с самоваром”; оба — 1942) и др. В товариществе “Башхудожник” (см. Творческо‑производственный комбинат) трудились Н.Н.Анисифорова, Андреев, Герасимов, Б.Д.Ежов. В 1942—43 состоялись выставки “За Родину” и “Башкирия фронту”. Живописные произв. этого периода представляют разл. жанры; в них прослеживается стремление художников правдиво, документально точно отобразить события героич. эпохи: “Танковый десант” (1941), “Мясо фронту” Тюлькина, “Парашютный десант”, “Концерт в госпитале” (все — 1942), “Проводы на фронт” Андреева, “Девушка-башкирка, отправляющаяся на фронт” Девлеткильдеева (обе — 1943), “Портрет Александра Матросова” Л.Хаста, “Фрицам капут” П.Гаврилова, “Вручение знамени Башкирской дивизии” Герасимова (все — 1945) и др. В 1945 в Уфе состоялась выставка, где представлены 142 произв. баш. художников, созданные в годы войны.

2‑я пол. 40‑х — нач. 50‑х гг. стали временем активных худ. поисков живописцев республики. Воен. тематика получила развитие в тв‑ве Ишбулатова (“Праздник Победы”, 1946), Ежова (“Уральские партизаны”, 1949), Храмова (“В.И.Чапаев и М.В.Фрунзе”, 1940‑е гг.). Ярко проявился живописный талант Т.П.Нечаевой, работавшей в разл. жанрах (“В башкирской юрте”, 1946). Цикл произв. о баш. нефти был создан Андреевым (“Ишимбайнефть”, 1954). Образ Салавата Юлаева нашёл отражение в ист. полотнах П.М.Лебедева и Мустафина, выполнившего также цикл портретов деятелей баш. культуры (“Портрет З.Бикбулатовой”, 1952). Преим. жанром пейзажа занимались Анисифорова (“Вечер на реке Ай”, 1956), Русских (“Ледоход на реке Белой”, 1955).

В сер. 50‑х гг. появилась плеяда живописцев (А.Д.Бурзянцев, Б.Ф.Домашников, А.А.Кузнецов, А.Ф.Лутфуллин, Р.М.Нурмухаметов, А.В.Пантелеев, П.П.Салмасов и др.), утвердивших понятие “башкирская школа живописи”, для к‑рой характерны поэтич. отображение мира, духовная наполненность и повыш. декоративность цвета. Нач. 60‑х гг. явилось отправной точкой в становлении монументальных форм баш. Ж. Новым этапом в дальнейшем формировании ист. жанра стало крупноформатное полотно А.А.Кузнецова “Допрос Салавата Юлаева” (1955). Историко‑революц. жанр находит развитие в тв‑ве А.Т.Платонова (“Забастовка. 1905 год на Урале”), Р.Ю.Халитова (“Добровольцы”, оба — 1967), В.А.Позднова (“Башкирские конники”, 1969) и др. Взгляд на события Вел. Отеч. войны с позиций гуманизма и нравственности воплощён в произв. В.П.Пустарнакова (“1943‑й год”, 1963), А.В.Юдина (“Памяти Гарсия Лорки”, 1969). В 60—70‑е гг. происходит утверждение жанровой картины, включившей в себя широкий круг тем и привлёкшей мн. мастеров. Жизнь баш. народа многообразно отображена в полотнах Ф.А.Кащеева (“У колыбели”, 1968), Лутфуллина (“Три женщины”), Нурмухаметова (“В нефтяном крае”; оба — 1969), Л.Ф.Мугтобарова (“В трудные годы”, 1971). Произв. В.А.Смагина (“Вечерняя смена”, 1969), Ю.Я.Насырова (“Ремонтники”, 1976), В.А.Руденченко (“Бригада А.Костелевского”, 1979) раскрывают тему труда. Развитие портретного жанра связано с именами А.И.Платонова (“Киньябике”, 1959), А.С.Арсланова (“Башкирка”, 1961), А.А.Кузнецова (“Бурзянский медвежатник”), Нурмухаметова (“Портрет профессора В.А.Гизатуллина”, оба — 1967), Лутфуллина (“Портрет М.Карима”), Е.А.Захаровой (“Портрет А.Х.Ситдиковой”; оба — 1978). Яркой страницей баш. Ж. этих лет становится пейзаж, представленный произв. Домашникова (“Стадион”), Бурзянцева (“Верба цветёт”, оба — 1969), Позднова (“Первые дни мая”, 1973), Салмасова (“Утро. Новая деревня”, 1974), Пустарнакова (“Полдень”, 1979), нередко превосходящие рамки жанра и обретающие характер пейзажа‑картины. Уральской природе посвящены работы С.А.Литвинова (“Голубая ночь на Урале”, 1971), А.И.Платонова (“Пейзаж с сороками”, 1973), В.Э.Меоса (“Сирень, умытая дождём”, 1978). Стилизация формы, воплощающая совр. ритмы жизни и размах индустрии, активность цвета отличают произв. Пантелеева (“Медный рудник”, 1961). Ряд художников обращается к жанру натюрморта, в к‑ром особо выделяется тв‑во Ситдиковой, поэтически раскрывшей тему нац. жизни (“Аромат мёда”, 1976). В этот период открываются худ. отделения в Уфим. пед. уч‑ще (см. Педагогический колледж №2), УГИИ и БГПИ, где преподают вед. художники Башкортостана (см. Художественное образование).

Во 2‑й пол. 70‑х гг. в Ж. пришло новое поколение художников: Р.М.Абдуллин, И.Г.Бикбулатов, Е.А.Винокуров, С.К.Дергун, Д.Н.Ишемгулов, А.Ш.Кашаев, Е.О.Клейменов, С.Б.Краснов, М.Д.Кузнецов, С.А.Лебедев, У.Г.Мухаметшин, Н.Л.Пеганов, И.И.Фартуков, Р.С.Хабиров, Р.З.Харисов, В.Г.Шайхетдинов, З.Г.Шайхлисламов и др. В их произв. отражены духовно-нравственные проблемы в жизни общества. Классич. традиции питают тв‑во Клейменова (“Восхождение. Памяти А.Грина”, 1982), Хабирова (“Портрет Героя Советского Союза А.И.Хохлова”, 1984). К вечным темам обращаются в своих реалистич. полотнах Абдуллин (“Семья”, 1981), В.Н.Пегов (“Мать”, 1985), Мухаметшин (“Семья. Сабантуй”, 1987). Утончённо-сдержанным колоритом отличаются пейзажные работы Кашаева (“Сумерки”, 1985), декор.‑экспрессивны полотна М.Д.Кузнецова (“Ива в Каране”, 1976), размеренно‑величественны произв. Винокурова (“Пора зелёных трав”, 1982).

2‑я пол. 80‑х—90‑е гг. — период активных творч. поисков художников разных поколений, стремящихся найти стилистику и форму, адекватную духу и проблематике времени. Изучая богатый опыт мировой худ. культуры и творчески перерабатывая его, они пополнили баш. иск‑во новыми самобытными произведениями. Живописцы А.А.Буганин (“Золотой дождь”, 1992), Б.А.Самосюк (“Чаша Пигмалиона”, 1994), С.Н.Игнатенко (“Семья”, 1996), Фартуков (“Йома. Пятница”, 1998), испытавшие влияние авангардного иск‑ва, находят формы Ж., отражающие авторскую эстетику и мировосприятие. Их работы часто основаны на метафоричности образов, воплощающих размышления авторов о добре и зле, о тайнах бытия и мироздания. Глубокую символику обретает реализм в произв. Краснова (“Ода взлетевшему острову”, 1983), М.Г.Спиридонова (“Белый путь”, 1993). Истории ислама посвящена живописная серия “Икърар” (1996) Шайхетдинова. Последовательную линию реалистич. пейзажа развивают Винокуров, А.А.Дворник (“Сакмар”, 1997), В.И.Суздальцев (“Горный ручей”, 1999). Свобода творч. мышления и выбора формы становится лозунгом художников, сплотившихся в художественные группы и объединения. Инициатором создания одной из них (“Сары бия”, 1989) явился М.А.Назаров (“Голова ты моя, голова. Пир”, 1964; холст, темпера) — идеолог неопримитивистского направления, вобравшего в себя традиц. черты нар. иск‑ва, приёмы к‑рого позволяют передать дух дер. жизни и характер нар. образов. Свою творч. индивидуальность в рамках концепции примитивизма и кубизма нашли художники И.К.Газизуллин (“Школьница”, 1989), Н.А.Пахомов (“Процессия”, 1992), Лебедев (“Благовещение России”, 1993). Худ. концепция Н.С.Латфуллина, заключающаяся в синтезе нац. традиций и совр. культуры, творческом использовании приёмов авангардных направлений Зап. Европы и стилистики иск‑ва Востока, находит выражение в его колористич. сложных и стилистич. разнообразных произв. (“Город полнолуния”, 1989) и в деят‑сти представителей основанного им творч. объединения “Чингисхан” (1990) Н.Г.Байбурина (“Вторжение”, 1988), Харисова (“Родник. Невеста”, 1997), Р.Х.Ахметвалиева (“Всадник”, 1993), В.М.Ханнанова (“Аль-бакара. Корова”, 1998) и др.

Ученики и последователи Лутфуллина, многие из к‑рых являются членами творч. объединения “Артыш” (1995) и Ассоциации художников юга Башкортостана (1996), продолжая линию повествования о судьбах родного народа, находят иной ракурс в раскрытии темы. Используя язык символов и метафор, выявить ист. корни и духовные основы народа стремятся А.М.Мазитов (“Пророк”, 1997), Д.А.Сулейманов (“Противостояние”, 2003). Произв. этих авторов созвучны по содержанию картинам Р.Ю.Атауллина (“Аят”, 1990), Ф.А.Исмагилова (“Торатау”), Х.С.Фазылова [“Башкирская легенда (Семь девушек)”; обе — 2002], исполненным в традиц. реалистич. манере, в к‑рой также продолжают работать Насыров (“Праздник гуся”, триптих; 1993), Абдуллин (“Утро”, 1999), Р.С.Зайнетдинов (“Созвездие”, 2002; в соавт.). Богатый мир нар. жизни предстаёт в романтич. полотнах Р.Р.Кадырова (“Тотем луны”, 1992). Сюжеты и декор. приёмы Ж. Ишемгулова (“Вечер в Абишеве”, 1995), Р.Ш.Загидуллина (“Вечность”, 1997), Ф.Р.Ергалиева (“Возвращение к прошлому”, 2002), имеющие глубокую духовную связь с баш. и тат. фольклором, основаны на иск‑ве лубка, нац. вышивки, орнамента.

Нереалистические течения в изобразительном искусстве Башкортостана представлены произв. художников, работающих также в смежных с Ж. областях худ. тв‑ва (см. Ассамбляж, Инсталляция).

Наиб. полное собрание Ж. Башкортостана находится в БГХМ; полотна совр. авторов представлены в галереях художественных, музеях, корпоративных и частных собраниях в республике, России и за рубежом.

Лит.: Востокозапад. Живопись. Галерея современного искусства “Урал”: альбом. Уфа, 1994; Восток. Галерея традиционного и современного искусства: каталог. Уфа, 1997; Современное изобразительное искусство Башкортостана. Уфа, 1997; Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство: каталог. Уфа, 2005.

В.М.Сорокина


Виды изобразительного искусства

Картины художников Башкортостана

См. также

УФИМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК

 

 

 

Яндекс.Метрика