Материалы

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, музыка, предназначенная для пения. Произв. В.м. различаются по исполнит. составу (сольные, ансамблевые, хоровые); по наличию или отсутствию (а cappella) инстр. сопровождения; по муз. складу (одноголосные или многоголосные, гомофонно-гармонические или полифонические). Спецификой В.м. является главенствующая роль голоса, его тесная взаимосвязь с поэтич. текстом и драм. действием.

В баш. народной музыке жанрами В.м. являются баит, кубаир, мунажат, сенляу, такмак, узун-кюй, халмак-кюй, кыска-кюй и др., к‑рые характеризуются разнообразием тематики, типов мелодики и форм, традиционно исполняются в сопровождении курая, кубыза, думбыры, гармони. В тв‑ве композиторов Башкортостана жанры В.м. представлены в осн. обработками нар. песен, песней, романсом, вок. циклом, балладой. Ранними примерами использования баш. нар. мелодий в В.м. являются произв. рус. комп. А.А.Алябьева, А.Т.Гречанинова, С.Г.Рыбакова и др.

Формирование баш. проф. В.м., опирающейся на традиции нар. муз. иск‑ва, началось после Октябрьской революции. Создание песенного репертуара в 20–30‑е гг. 20 в. связано с деят‑стью комп. Г.С.Альмухаметова, М.М.Валеева, С.Габяши, Х.К.Ибрагимова, К.Ю.Рахимова. Вед. жанром была массовая песня, основанная на маршевых ритмах и интонациях, а также мелодике, близкой стилевым особенностям халмак-кюй и кыска-кюй. В них преобладала трудовая, любовно-лирическая тематика. Дальнейшее развитие баш. В.м. связано с тв‑вом Х.Ф.Ахметова, Х.Ш.Заимова, З.Г.Исмагилова, Т.Ш.Каримова, Р.А.Муртазина, Н.Г.Сабитова, Р.В.Сальманова.

В песнях периода Великой Отечественной войны на первый план выступает героико-патриотич. тема. Особое место занимают песни-баллады и песни-портреты, посв. героям войны, одновр. развивается жанр обработки нар. песен, где обнаруживается тонкое ощущение природы нар. мелоса: “Ирендык” в обр. Валеева, “Зюльхизя” и “Хандугас” в обр. Рахимова и др. В обр. Ахметова (“Алты егет”, “Буранбай”, “Урал”, “Шаура”), Исмагилова (“Гайса-ахун”, “Наза”, “Салимакай”, “Таштугай”), Муртазина (“Ашкадар”, “Бииш”, “Гильмияза”, “Любизар”), Сабитова (“Абдрахман-кантон”, “Мал” – “Богатство”), Сальманова (“Шафик”) точная фиксация напева сочетаетсяс органичной красочной гармонизацией, разнообразными приёмами развития и типами фп. фактуры.

В 50–60‑е гг. тематика и содержание В.м. значительно расширяются,появляются песни о борьбе народов за мир: “Йәшәһен тыныслыҡ” (“Даздравствует мир”) Ахметова на стихи Г.Амири, “Бик тә кәрәк тыныслыҡ” (“Всем нужен мир”, на стихиА.Игебаева), “Тыныслыҡ йыры”(“Песня о мире”, на стихи С.Кудаша) Исмагилова; о Москве: “Мәскәүгә сәләм” (“Привет Москве”) Сабитова на стихи Г.З.Рамазанова,“Кремль куранттары” (“Кремлёвские куранты”) Ахметова на стихи В.Филова; о труде: “ТрактористкаГөлбәҙәр” (“Трактористка Гульбазар”) Заимова на стихи К.Даяна,“Игенселәр йыры” (“Песня хлеборобов”, на стихи Ш.Биккула), “Хеҙмәт йыры” (“Песня труда”, на стихи А.Ихсана) Сальманова.

Активное развитие В.м. в тв‑ве баш. композиторов было обусловлено расцветом баш. поэзии. Создано множество вок. произв. на стихи Ш.Бабича, К.Даяна, М.Карима, С.Кудаша, Я.Кулмыя, Н.Наджми и др. Стилистич.основой лирич. песен послужилиузун-кюй, халмак-кюй, традициирус. классич. романса и совр. камерно-вок. музыка. В этот же период формируется баш. классич. романс, разнопланово представленный в тв‑ве Исмагилова, Ахметова, Муртазина, Сабитова.

На фольк. традициях развивается шуточная песня: “Башҡорт ҡымыҙы” (“Башкирский кумыс”) Ахметова на стихи К.Даяна, “Грузин сәйе” (“Грузинский чай”) Исмагилова на стихи С.Кудаша, “Әйҙә, еңгә, бейеп ҡал!” (“Попляши, кума!”) Каримова на стихи К.Даяна. С сер. 60‑х гг. баш. композиторы обращаются к жанру вок. цикла: “Башҡорт халыҡ поэзияһынан” (“Из башкирской народной поэзии”) Д.Д.Хасаншина на нар. слова, “Гляжу в глаза” Сабитова на стихи М.Карима в пер. с баш. Е.М.Николаевской. В них намечена лирико-эпическая линия, к‑рая воплотилась в циклах на воен. тематику: 17 баллад Ахметова на стихи баш. поэтов, “Һуғыш ауазы” (“Сквозь войну”) Хасаншина на нар. слова; в циклах, воспевающих Родину: “Ер улы – Ил улы” (“Сын земли – сын Родины”) А.Х.Габдрахманова на стихи Х.Гиляжева, “Тыуған ерем” (“Родная земля”) Исмагилова на стихи М.Карима.

Тенденция к углублению лирико-психологич. образности проявилась в вок. циклах 70–80‑х гг.: “Мөхәббәт ул, әйтерһең дә, утлы йәшен” (“Любовь молнии подобна”) Ахметова на стихи баш. поэтов, “Йәшерен мөхәббәт” (“Тайная любовь”) Р.Х.Сахаутдиновой на стихи Г.Х.Зайнашевой, “Лирик дәфтәр” (“Лирическая тетрадь”) А.М.Кубагушева на стихи Г.Рахима. Появляются вок. циклы на стихи рус., заруб. и совр. отеч. поэтов: вок. циклы “Пушкиниана” на стихи А.С.Пушкина, “Русская лирика” и “Персидские мотивы” на стихи С.А.Есенина, цикл романсов Ахметова на стихи М.Ю.Лермонтова; цикл романсов на стихи А.А.Блока и вок. цикл “Черновик” на стихи Н.Г.Турбиной С.А.Низаметдинова; вок. циклы М.Х.Ахметова на стихи Ф.Гарсия Лорки, “Зарисовки” С.Г.Шагиахметовой на стихи японских поэтов и др.

Новые принципы гармонизации и творч. отношение к фольк. мелодике проявились в обр. нар. песен, созданных Ахметовым, Габдрахмановым, А.Т.Каримовым, Р.Г.Касимовым, Кубагушевым, Р.Н.Сабитовым, Шагиахметовой. В развитие песенных жанров эстрадной музыки внесли вклад Б.М.Гайсин, Р.Х.Газизов, Н.А.Даутов, Т.Ш.Каримов, Сахаутдинова, Р.М.Хасанов и др. В.м. для детей и юношества представлена в тв‑ве композиторов разных поколений. Среди характерных тенденций совр. баш. В.м. – обогащение круга образов, стилистич. разнообразие и сближение жанра романса с иными жанрами.

Лит.: Давыдова Э.М. Народно-песенные истоки камерно-вокальной лирики З.Исмагилова //Вопросы башкирской фольклористики. Уфа, 1978; Каримова С.Ю. Камерный вокальный цикл в творчестве башкирских композиторов. Уфа, 2010.

Г.С.Галина


Текст на башкирском языке

Жанры башкирской народной вокальной музыки

Музыкальные направления

См. также

НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ И МУЗЫКАНТЫ

Яндекс.Метрика