Материалы

ВАРИАЦИИ (от лат. variatio - изменение), 1) муз. форма, основанная на изложении темы (иногда двух и более) с последующими её видоизменёнными повторениями. Тема может подвергаться мелодич., ритмич., фактурному, гармонич., тембровому, тональному, композиц., жанровому, образному изменению. В. м.б. как самостоятельным произв., так и частью крупной вок. или инстр. формы (оперы, оратории, кантаты, симфонии, концерты и др.). В. классифицируются по разл. признакам: по степени отхода от темы – строгие и свободные; по методам варьирования – орнаментальные и жанрово-характерные. Строгие В. м.б. остинатные, т.е. на выдержанную тему (basso ostinato, cantus firmus, soprano ostinato), и неостинатные. Свободные В. отличаются наиб. глубокими преобразованиями темы вплоть до её полной трансформации. В. зародились в народной музыке.

В тв‑ве старшего поколения композиторов Башкортостана получили распространение строгие орнаментальные и жанрово-характерные В.: Баллада и вариации для флейты и фп. Х.Ф.Ахметова, вариации для баяна на тему тат. нар. песни “Апипа” Н.Я.Инякина, вариации для фп. на тему баш. нар. песни “Карабай” В.Н.Клепинина, Семь вариаций для фп. Н.Г.Сабитова, Вариации для скрипки и фп., вариации на тему песни М.М.Валеева “Аҡ ҡайын” (“Белая берёза”) Р.В.Сальманова и др. Примерами свободных В. являются Концерт для фп., струнных и ударных Р.Х.Газизова, Вариации для фп. Л.З.Исмагиловой, Три вариации для фп. Р.Г.Касимова. В тв‑ве совр. баш. композиторов наиб. часто встречаются строгие В. на basso ostinato: Пасскалья и фуга Исмагиловой, Basso ostinato для струнного квартета Д.Д.Хасаншина, Concerto grosso и 2 концерта для симф. оркестра Газизова, Симфония для скрипки и большого симф. оркестра А.Д.Хасаншина и др.

2) Короткий, но композиционно развёрнутый и технически сложный танец в балете. Обычно В. являются частью па-де-де, па-де-труа, гран-па, но возможны и как самостоятельные эпизоды. Исполняются одним или несколькими танцовщиками, в зависимости от содержания произв. и образа персонажа делятся на партерные (построены на мелких, технически сложных танц. движениях) и прыжковые.

В., представленные в балетных спектаклях нац. репертуара БГТОиБ, сочетают академ. формы с элементами нац. баш. хореографии (партерные В. Зайтунгуль в балете “Журавлиная песнь”; партерные В. Галимы и смешанный вид жен. В. в партии Знахарки в балете “Черноликие” X.Ш.Заимова и А.Г.Чугаева; прыжковые В. Эрке в балете “Аркаим” Исмагиловой, Салавата в балете “Горный орёл”, Юмагула в балете “Журавлиная песнь” и др.).

Е.Р.Скурко, Р.Н.Хабирова

Текст на башкирском языке

МУЗЫКА, вид искусства

БАЛЕТ, вид сценического искусства

Яндекс.Метрика