Материалы

ЖИДКОЕ ТОПЛИВО СИНТЕТИЧЕСКОЕ, один из видов моторных топлив; сложные смеси углеводородов, получаемые термохим. разложением или газификацией тв. топлив и используемые в двигателях внутреннего сгорания. Каталит. 3‑стадийная деструктивная гидрогенизация тв. топлив (в осн. бурые угли, горючие сланцы, реже каменные угли, торф) осуществляется при т‑ре 380—500°С и давл. водорода 10—70 МПа; при этом ок. 50% органич. массы углей превращается в бензин, близкий по хим. составу прямогонному нефт.; образуются также дизельное топливо и мазут.

Парокислородную газификацию тв. топлив (бурые угли, полукокс, антрацит, кокс и др.) проводят при т‑ре 800—1300°С в газогенераторах для получения синтез-газа (смесь водорода и оксида углерода), при последующей каталит. переработке к‑рого при т‑ре 220—320°С и давл. 1,5—2,5 МПа образуется смесь н‑алканов и алкенов, а также нек‑рое кол‑во кислородсодержащих соединений. Для произ‑ва Ж.т.с. газификацией в качестве сырья также м.б. использованы тяжёлые нефт. остатки (гудрон, крекинг-остаток и др.) или природные газы углеводородные.

В Башкортостане в кон. 50‑х гг. 20 в. на комб‑те №18 (см. “Газпром нефтехим Салават”) был построен завод по произ‑ву Ж.т.с. паровоздушной высокотемпературной газификацией бурых углей Бабаевского м‑ния, а также крекинг-остатков Ишимбайского НПЗ и Уфимского нефтеперерабатывающего завода. В связи с открытием в Башкортостане крупных нефтяных месторождений оборудование для получения Ж.т.с. было перепрофилировано для произ‑ва продуктов нефтехимии и реактивных топлив на основе нефт. сырья.

С.А.Ахметов, В.А.Потеряхин


МОТOРНОЕ ТОПЛИВО

ГАЗОГЕНЕРАТОР

Яндекс.Метрика