Материалы

ДУХОВЕНСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ, служители культа (священно- и церковнослужители) в православии, профессионально занимающиеся проведением религ. обрядов и служб и организованные в иерархические корпорации. Д.п. делится на чёрное (монашество) и белое (приходское, живущее в “миру”). Считается, что священнослужители через хиротонию (обряд возведения в священнический сан) наделяются “божественной благодатью”, делающей их посредниками между Богом и людьми; они имеют право самостоятельно совершать богослужения, обряды, таинства.

В церк. иерархии существует 3 степени священства: высшая (только в монашестве) — архиерей (патриарх, экзарх, митрополит, архиепископ, епископ, викарный епископ); средняя — священник (протоиерей, протопресвитер, иерей; в монашестве — архимандрит, игумен, иеромонах); низшая — дьякон (протодьякон; в монашестве — архидьякон, иеродьякон). Церковнослужители (причетники): в чёрном — монах, послушник; в приходском духовенстве — иподьякон, псаломщик, церк. певец и чтец, пономарь (до 1885 дьячок). Они не имеют степеней, посвящаются в должность епископом, выполняют вспомогат. роль в подготовке и проведении богослужений.

В Башкортостане Д.п. появилось в кон. 16 в. с возникновением первых церквей и монастырей. До образования Уфимской Епархии подчинялось казанскому (приуральская ч.) и тобольскому (зауральская ч.) епископам Русской православной церкви. Власть на местах осуществляли поповские старосты, с 1721 — духовные управители. Чёрное духовенство жило за счёт монастырского х‑ва, после секуляризации начислялось денежное жалование. В кон. 16 — 18 вв. оно состояло преим. из рядовых монашествующих обоих полов (не более 2 десятков человек). Основой материального обеспечения сельских и значит. ч. городских священнослужителей являлась аренда вотчинных земель башкир, а также земля, выделяемая местной властью, и плата прихожан за требы. Рост численности белого духовенства шёл за счёт открытия новых приходов в крепостях Оренбургской линии, церк. должности обычно занимали дети священников, дьяконов и причетников. Со 2‑й пол. 1860‑х гг. началась подготовка священников и дьяконов для православных инородческих приходов, к‑рая осуществлялась по системе Н.И.Ильминского. Они получали сан после многолетней службы учителями в духовных уч‑щах, церковно-приходских школах или после окончания Уфим. духовной семинарии, Оренбургской духовной семинарии и миссионерских курсов.

В 1876 в Уфим. епархии насчитывалось 815 священно- и церковно-служителей: 2 игумена, 7 протоиереев, 215 иереев, 94 дьякона, 224 дьячка, 43 заштатных священнослужителя; 23 монаха, 11 монахинь, 44 послушника, 152 послушницы. К 1917 было 18 протоиереев, 519 иереев, 171 дьякон, 387 дьячков; ок. 100 монахов, 400 монахинь, 200 послушников, 1660 послушниц. В 1920—30‑е гг. произошло резкое сокращение числ. Д.п., духовное происхождение и наличие сана часто служили основанием для политических репрессий. К 1938 репрессировано ок. 800 человек. К 1945 Д.п. Уфим. епархии состояло из 23 священников и 2 дьяконов; в 1948 — 47 священников, 8 дьяконов, 30 псаломщиков, из них 33 служило в городских, 7 — в поселковых, 45 — в сел. храмах. В 1945—50 в епархии действовал институт “разъездных” священников, обслуживающих незарегистрир. приходы. С 90‑х гг. численность Д.п. увеличивается, к кон. 2002 их было 179, к кон. 2011 — 247 человек. Известностью среди Д.п. пользовались Августин, Андрей, Антоний III, В.Ф.Владиславлев, Дионисий I, Евграф, Евпраксия, П.П.Желателев, Зосима II, Иларион, Иоанн I, Иоанн (Гордеев), Иов, Иустин, Мефодий, Михаил, Моисей, Никанор, Симон, Таврион, Филарета, А.Ф.Юртов.

Лит.: Конюченко А.И. Приходское духовенство Оренбургской епархии во 2‑й половине ХIХ — начале ХХ вв. Оренбург, 1996; Сергеев Ю.Н. Православное духовенство Южного Урала: очерки истории духовного сословия (вторая половина XVI — XVIII вв.). Уфа, 2004; Сергеев Ю.Н., Абдулов Н.Т. Уфимская епархия в 1943— 1964 гг.: очерки истории государственно-церковных отношений. Уфа, 2000.

Н.П.Зимина, Ю.Н.Сергеев

МОНАШЕСТВО

ПРАВОСЛАВИЕ

 

Яндекс.Метрика