Материалы

ВОЛКА КУЛЬТ, религ. почитание, осн. на представлении об определ. родстве между человеком и волком, наделении его сверхъестеств. свойствами.

Волк (бүре) является одним из наиб. почитаемых ж‑ных у башкир; это отражено в нар. устно-поэтич. тв‑ве, поверьях и обрядах. В легендах и преданияхволк — чудесный покровитель и предводитель, помогающий предкам башкир избежать множества бед и обрести новую родину. В предании “Башҡорттарҙың килеп сығышы” — “Происхождение башкир” (варианты записаны в д.Ишбердино Кугарчинского р‑на и д.Ишимбаево Саратовской обл.) говорится о приходе предков башкир, следующих за волком, на Юж. Урал. В легенде “Бүреле йылға” — “Волчья река” (записана в д.Уметбаево Баймакского р‑на) волк появляется из могилы родоначальника, приводит башкир к безымянной реке и исчезает. В баш. преданиях, как и в др.‑тюрк. этногенеал. легендах, прослеживается мотив рождения от волка. Согласно легенде “Бүреләр тоҡомо” — “Потомки рода волков” (записана в д.Башбуре Оренб. обл.), часть племени усерган ведёт род от охотника, женившегося на волчице. Потомками этого рода считают себя жители дд. Назаргулово [др. назв. Башбуре (Баш бүре) в пер. с баш. — гл. волк] и Сакмар-Назаргулово [Сакмарбуре (Һаҡмар бүре) — сакмарский волк] Хайбуллинского р‑на РБ. Образ волчицы-прародительницы представлен также в сказочном фольклоре башкир (напр., “Бүре улы Сынтимер бәһлеүән” — “Сын волка Сынтимир-пехлеван”).

С почитанием волка связано наделение частей его тела чудодейственными свойствами. Волчью голову закапывали под фундамент дома, чтобы оградить хозяев от злых наговоров, “дурного глаза” и несчастья. Клыки, когти и шерсть использовали в качестве амулетов для охраны беременных женщин и детей. Через растянутую и высушенную губу волка пропускали женщин для лечения от бесплодия или рожениц для облегчения родов и др. Волчью желчь применяли при заболеваниях дыхательных путей, бешенстве. При пропаже вещей или скота сжигали сухожилия волка: считалось, что это может вызвать у вора судороги рук и ног. В баш. патриархальной семье невестка обращалась к свёкру, называя его “Бүре”, что свидетельствует об особом отношении к волку. В юго-вост. Башкортостане волостные старшины до 18—19 вв. носили нагрудный знак с изображением волчьей головы как символ адм. власти.

Лит.: Нәҙершина Ф.А. Халыҡ хәтере. Өфө, 1986; Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005; Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных у башкир: история и современность. Уфа, 2009.

М.Н.Сулейманова

Текст на башкирском языке


ТОТЕМИЗМ

Яндекс.Метрика