Материалы

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, образоват. учреждения, предназначенные для обществ. воспитания детей раннего (от 2 мес до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 6—7 лет) возрастов. Принципы воспитания в Д.у. ориентированы на гуманизацию воспитания и индивид. подход к каждому ребёнку. Гос. система Д.у. включает 4 типа: ясли, ясли-сад, дет. сад, комплекс “начальная школа — детский сад”. Д.у. дифференцированы по видам и категориям. Функционируют дет. сады с приоритетным осуществлением одного или неск. направлений развития воспитанников; присмотра и оздоровления; комбинированного вида; центры развития, а также спец. (коррекционные) Д.у. для детей с разл. нарушениями здоровья. В 1916 в Уфе действовали частные площадки (учреждения, организуемые преим. в летний период) для детей дошкольного возраста. Первые гос. площадки открылись в 1919 в парках и садах Уфы: в парке им. И.С.Якутова (1,2 тыс.мест), саду Об‑ва нар. ун‑тов, в парке Свободы (ныне парк им. В.И.Ленина, 700 мест). Воспитание в Д.у. осуществлялось на родном яз. детей. Были организованы баш., рус., тат., чувашские дет. площадки и детские дома для дошкольников.Так, в Тамьян-Катайском кантоне из 14 дет. площадок 10 было баш., в Бирском кантоне в числе 12 площадок — рус., тат. и марийские. Первый дет. сад в Уфе открылся в 1919. В 1929 в респ. работало ок. 400 дет. садов, в т.ч. 89 баш.,125 тат., 162 русских. Только в Баймакском районе в 1932 было 5 баш., 4 тат., 5 рус. дет. садов. В 1945 в Уфе насчитывалось 70 дет. садов (6 тыс. детей), многие из к‑рых в годы Великой Отечественной войны принимали эвакуир. детей. В 1960 в БАССР действовало 484 дет. сада, в них воспитывалось 28 тыс. детей и работало ок. 2 тыс. воспитателей. В 1990 в респ. функционировало 2522 Д.у. (256,7 тыс. детей), в 2000 —1894 (141,4 тыс.), в 2010 — 1771 Д.у. (170 тыс. детей). Осн. часть Д.у. респ. находится в сел. местности — 1165, 57,6 тыс. детей; бол‑во из них составляют малокомплектные дет. сады. В 2005 в респ. функционировали след. виды Д.у.: дет. сады — 1139 (56516 детей); дет. сады компенсирующего назначения и дет. сады с группами компенсирующего назначения (для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, задержкой психич. развития и т.д.) —315 (11513 детей); дет. сады ухода, присмотра и оздоровления (санаторные) — 13 (1319 детей); центры развития ребёнка — 104 (25831 детей). В 2010 при 188 Д.у. были открыты группы кратковрем. пребывания для 4663 детей. Функционируют муниципальные Д.у. “Начальная школа — детский сад”, деят‑сть к‑рых направлена на обеспечение преемственности дошкольного образования и начального образования; обучение осуществляется по программам 1—3 и 1—4 классов нач. колы. В 1999 Д.у. посещало 53% от общего числа детей дошкольного возраста, в 2010 —59,9%. Обучение и воспитание в Д.у. ведётся на баш., рус., марийском, мордовском (эрзя, мокша), тат., удмуртском и чувашском языках. Пед. процесс в нац. дет. садах и в группах воспитания и обучения в многонац. дет. садах организованна основе билингвизма. В респ. также открываются частные Д.у.: для детей, нуждающихся в особых условиях для обучения и индивидуального развития; для одарённых детей, к‑рым необходимы особая атмосфера для развития и спец. программа обучения. На стадии становления находятся Д.у. с новыми формами дошкольного воспитания (дет. сады выходного дня, центры присмотра за детьми и др.). В Д.у.респ. работает 17083 педагога, в т.ч. 13612 воспитателей и ст. воспитателей, 1252 муз. рук., 128 учителей-дефектологов, 779 учителей-логопедов, 208 педагогов дополнит. образования, 588 инструкторов по физ. культуре (2010).

А.Г.Абсалямова

Яндекс.Метрика