Материалы

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, часть системы общего образования, охватывающая процесс воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. Задачами Д.о. являются: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение их интеллектуального, личностного и физ. развития, осуществление коррекции отклонений в развитии ребёнка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Проблемы совр. Д.о. исследуются в общей и дошкольной педагогике.

В России вопросы Д.о. рассматривались в нар. педагогике и преим. относились к семейному воспитанию и обучению. После революции 1917 на съездах по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928) вырабатывалась марксистская концепция Д.о. До кон. 80‑х гг. в центре внимания Д.о. стояли вопросы формирования личности ребёнка, взаимоотношений детей в совм. деят‑сти, развития коллективизма, патриотизма. Большое место отводилось проблемам трудового и эстетич. воспитания дошкольников в дошкольных учреждениях и семье, антирелиг. пропаганде и др. С нач. 90‑х гг. создаются новые концепции Д.о., основанные на принципах гуманизма и ориентированные на самоценность дошкольного детства.

В Башкортостане в дорев. период дошкольное воспитание осуществлялось преимущественно в семье (см. Этнопедагогика). В 1917 в Уфимском губ. отделе нар. образования открыт дошкольный отдел, преобразованный в 1920 в отдел дошкольного воспитания с подотделами (дошкольных учреждений и научно-методический). На 1‑м Всебаш. съезде деятелей нар. просвещения (25 дек. 1919; см. Съезды учителей) впервые рассматривался вопрос о создании дошкольных учреждений; также было принято решение о подготовке пед. работников для дет. учреждений, обеспечении их метод. пособиями как на рус.,так и на родном языке детей. В целях повышения качества подготовки пед. кадров для дет. учреждений в 1929 в Уфе открыто Бюро ассоциации дошкольных работников, в 1930 проведена 1‑я Всебаш. конференция дошкольных работников. В 1932 в Уфе при Педагогики институте создана программно-метод. дошкольная секция, занимавшаяся переводом и изданием научно-метод.лит‑ры на баш., рус. и тат. языках.В 30‑е гг. подготовка пед. кадров была организована в 6 педагогических училищах, в т.ч. Белебеевском пед. уч‑ще, Бирском татарском пед. училище, Краснокамском марийском пед. училище. Изучение теоретич. проблем Д.о. в респ. началось в 50‑е гг. и связано с иссл. системы обществ. дошкольного воспитания в БАССР (М.Н.Фахретдинова). Совр. иссл. посвящены проблемам личностной и проф. подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, обновления содержания Д.о. в полиэтнич. среде, эстетич. воспитания дошкольников на примере баш. декоративно-прикладного искусства, психологии общения взрослого и ребёнка, патриотич. воспитания дошкольников, проф. деят‑сти психологов, работающих с детьми, интеллектуального развития дошкольников.

Подготовка пед. кадров в РБ осуществляется в БГПУ, в Бирском и Стерлитамакском филиалах БГУ, Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, в Сибайском институте БГУ, Белорецком педагогическом колледже, Кумертауском педагогическом колледже, Месягутовском педагогическом колледже, Нефтекамском педагогическом колледже, Салаватском колледже образования и профессиональных технологий, Сибайском педагогическом колледже, Стерлитамакском многопрофильном профессиональном колледже, Туймазинском педагогическом колледже, Уфимском многопрофильном профессиональном колледже. Пед. колледжи и вузы респ. работают по единой программе подготовки педагогов дошкольных учреждений. Переподготовка и дополнит. проф. образование педагогов дошкольных учреждений осуществляется на каф. дошкольного и предшкольного образования Института развития образования.

Лит.: Фахретдинова М.Н. Очерки по истории общественного дошкольного воспитания в Башкирской АССР (1917—1941). М., 1952; Абсалямова А.Г. Концепция регионального компонента высшего профессионального образования. Уфа, 2004.

А.Г.Абсалямова


ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Яндекс.Метрика