Материалы

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, форма организации образоват. процесса, учитывающая склонности, интересы и способности учащихся. В России с нач. 1920‑х гг. внедрялись разл. формы и виды Д.о.: углублённое изучение отдельных предметов, классы по интересам, введение проф. уклонов и т.д. В кон. 1980‑х гг. была разработана концепция Д.о. в ср. общеобразоват. школе. Совр. система Д.о. в сочетании с единством базового образования способствует соц. и проф. самоопределению личности. В практике школ в осн. опробована Д.о. по способностям, неспособностям, интересам. При Д.о. по способностям уч‑ся распределяются по классам с соотв. программами обучения с учётом способностей к определённым наукам, уровня успеваемости; одарённые дети обучаются в ср. спец. школах (муз., худ., хореогр. и др.).

Формой Д.о. по неспособностям является коррекционно-развивающее обучение для детей с задержкой психич. развития и с трудностями в обучении и адаптации к школьной жизни. Для неуспевающих и педагогически запущенных учеников организуются т.н. классы выравнивания и компенсирующего обучения (обычно на 2—3 года), целью к‑рых является формирование уч. мотивации и ликвидация пробелов в знаниях. К наиб. распространённым формам Д.о. по интересам относятся классы с углублённым изучением предметов, профильное обучение.

В РБ по системе Д.о. преимущественно работают гимназии, лицеи и др. школы инновац. типа, напр., Акъярская средняя школа №1, Ахметовский лицей Кушнаренковского р‑на, Булгаковский лицей Уфим. р‑на, Кушнаренковская средняя школа №1, Толбазинский лицей, Сибайская ср. школа №6, Уфим. гимназии №39, №61, №140 и др. Обучение в Уфим. лицее №5 ориентировано на дифференциацию по способностям и раннее выявление интересов уч‑ся. В Белорецком лицее-интернате действует развивающая программа для 1 кл., компенсирующая у уч‑ся отсутствие дошкольного образования. В Уфим. ср. школе №103 организованы обычные классы, классы с углублённым изучением отдельных предметов, классы коррекционно-развивающего обучения; факультативы по интересам, спецкурсы и т.д. В Сибайском лицее №9 под рук. А.З.Рахимова в 1991—97 был успешно проведён пед. эксперимент “Психолого-педагогическая система дифференцированного обучения”. Д.о. по способностям используют в своей деят‑сти учителя, работающие по системе развивающего обучения, напр., Р.Г.Хазанкин, лауреат пр. им. Н.К.Крупской П.В.Чигрик (Уфим. гимназия №39) и др. Основанные на Д.о. школьные учебники В.П.Сухова по географии, С.Т.Сатбалдиной по химии и др. внедрены в уч. программу общеобразоват. школ РБ и РФ.

Лит.: Шахмаев Н.М. Общественная необходимость и педагогическая целесообразность дифференцированного обучения старших школьников. М. 1970; Инновационные преобразования в столичных школах: опыт становления, перспективы развития. Уфа, 1999.

А.С.Гаязов

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

См. также

КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ

Яндекс.Метрика