Материалы

ДЕТСКИЕ ДОМА, воспитательные учреждения интернатного типа для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Д.д. решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоят. жизни. Принимаются дети из домов ребёнка, от частных лиц и др. Дети могут находиться в Д.д. до достижения 18 лет. Органы опеки и попечительства, входящие в состав органов местного самоуправления, решают вопросы передачи воспитанников для усыновления или устройства в патронатную или приёмную семью. В РФ установлены след. виды Д.д.: по возрасту воспитанников (для детей дошкольного, школьного возраста и смешанные), по особенностям развития детей (обычные, коррекционные), по устройству (Д.д., Д.д.-школы, семейные Д.д., дет. деревни). В России с нач. 18 в. дети‑сироты воспитывались в приютах, воспитат. домах и др. гос. учреждениях, находившихся в ведении Патриаршего приказа. Создавались также частные учреждения по инициативе религ., благотворительных орг‑ций. В нач. 19 в. гос. дет. сиротские учреждения подчинялись в осн. губернским Приказам общественного призрения и Ведомству учреждений имп. Марии, с сер. 1860‑х гг. переданы земству. В первые годы сов. власти открывались разл. типы дет. учреждений: Д.д., школы‑коммуны, трудовые колонии, дет. очаги, примитив‑приёмники и др. В 1918 все дорев. и новые сиротские учреждения были преобразованы в Д.д. и переданы в ведение органов соц. обеспечения, в 1919 – в ведение правительств. (НК просвещения, здравоохранения), парт. и обществ. структур; ряд учреждений подчинялся НКВД. Учреждался институт шефства – пр‑тия, воинские части, коллективы служащих прикреплялись к Д.д. для оказания помощи. В 1930‑е гг. Д.д. делятся на школьные и дошкольные; нормальные, трудновоспитуемые и дефективные; по национальности; практикуется слияние со школами. Репрессии политические и Великая Отечественная война вызвали увеличение числ. Д.д. В соотв. с пост. СНК СССР “Об устройстве детей, оставшихся без родителей” (1942) создавалась дополнит. сеть Д.д. Граждане имели возможность принимать участие в воспитании осиротевших детей в форме опеки и патроната. В 1956 бол‑во Д.д. было реорганизовано в школы‑интернаты. Позднее практика показала, что Д.д., как более открытая форма воспитания, имеют свои преимущества, поэтому Д.д. были воссозданы. В кон. 80‑х гг. были приняты пост. пр‑ва по улучшению воспитат. работы и материального обеспечения детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимались меры по оказанию дополнит. материальной помощи выпускникам Д.д., их трудоустройству и обучению. С сер. 90‑х гг. начала осуществляться Президентская программа “Дети России”.

На Юж. Урале в 1748 при Оренбургской губернской канцелярии для детей ссыльных открылась “особливая школа”, к‑рая давала нач. образование. Уч‑ся  жили в казармах на казённом содержании. В кон. 18 в. в школе обучался 21 ученик. В 1797 в г.Оренбург и ряде крепостей воен. ведомством были основаны гарнизонные школы для солдатских и казачьих детей, к‑рые в 1798 были реорганизованы в воен.-сиротские отделения, в 1827—28 — батальоны воен. кантонистов. В 19 в. на терр. Башкортостана появляются заведения, в к‑рых живут и учатся дети‑сироты. По переписи1897 в Уфимской губернии и Оренбургской губернии существовало по 4 благотворительных учреждения для детей-сирот, напр., сиротский дом при Духовной семинарии, приюты в сел. местности, учреждения при монастырях (см. Благотворительность). В 1919 было создано 23 Д.д., где воспитывалось 1,2 тыс. детей. В поселении при Белорецком заводе находился эвакуированный Д.д. из Петрограда со 100 воспитанниками. В нач. 1920‑х гг. в респ. развернулась борьба по ликвидации детской беспризорности. Были открыты школа-коммуна в с.Серменево Тамьян-Катайского кантона (см. Серменевский детский дом), Детский дом №1 в Уфе, труд. колония в г.Стерлитамак и др. В 1921 в НК просвещения БАССР было образовано Управление соц. воспитания (Башглавсоцвос), занимавшееся адм. и финансовыми вопросами Д.д. Из-за голода 1921—22 увеличилось кол‑во детей-сирот и соотв. кол‑во Д.д.; в Уфу в летние месяцы прибывали ежедневно сотни детей из волостей (только из Белебеевского уезда – до 150 детей в день).  В 1922 насчитывалось 210 Д.д. (ок. 20 тыс. детей), в кон. 1920‑х гг. — ок. 150 (4—5 тыс.), в кон. 1930‑х гг. — 36 Д.д. (4 тыс. детей), из них 27 подчинялось НК просвещения (в т.ч. школьные для глухонемых в Уфе и г.Белорецк, слепых в г.Бирск, дошкольный для глухонемых в Уфе); 4 – НК здравоохранения (3 в Уфе, в т.ч. трахоматозный, кожно-венерологич. и дом грудника; 1 – в Бирске, туберкулёзный); 2 – НК соц. обеспечения (Бузовьязовский для умственно отсталых и Буздякский для физ. калек); 3 – НКВД (2 колонии и приёмник-распределитель). 5 Д.д. относились к дошкольным, более 20 – к школьным, 6 — к смешанным. В годы Вел. Отеч. войны в респ. были эвакуированы дет. учреждения из прифронтовых районов СССР. К сент. 1942 насчитывалось 15 эвакуированных Д.д. (2,8 тыс. детей), в т.ч. 4 Д.д. для испанских детей. В 1943 дополнительно открывается 36, в 1944 — более 30 Д.д.; на гос. обеспечение были приняты 15 Д.д., созданных по инициативе частных лиц. В 1944—45 в 137 Д.д. организованы подсобные х‑ва. В 1945 работало 132 Д.д. (16 тыс. детей), в 1955 – 116 (8 тыс.), в 1966 – 37 (4 тыс.), в 1978 – 29 (2,5 тыс.), в 1990 – 16 (1,2 тыс.), в 2000 — 32 Д.д. (1,8 тыс. детей). В кон. 1980‑х гг. происходит укрупнение Д.д. за счёт сокращения небольших по числ. Д.д. (до 100 мест); появляются семейные Д.д. В 2009 насчитывалось 29 Д.д. (1,7 тыс. детей). В респ. действует Президентская программа “Дети Республики Башкортостан” и др.

Лит.: Филимонов М.А. Это наша с тобой биография: Очерки истории профсоюзной организации работников народного образования и науки РБ. Уфа, 1999; Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. М., 2004.

А.И.Кагарманова


Текст на башкирском языке

 

Учебные заведения (после 1917)

Яндекс.Метрика