Материалы

ХАЛМАК-КЮЙ (hалмаҡ көй, от баш. hалмаҡ — неторопливый, плавный, көй — напев, мелодия), в баш. муз. фольклористике мелодич. стиль; жанр баш. народной музыки. Х.‑к. сочетает в себе особенности узун‑кюй и кыска‑кюй (в большей степени).

Для Х.‑к. характерны замедленный темп, умеренные внутрислоговые распевы (на один слог по два‑три звука), небольшой диапазон, речитативный и напевно‑песенный мелодич. стили, опора преим. на ангемитонную пентатонику, реже на шести‑ или семиступенные звукоряды мажорного или минорного наклонений. Осн. принципом мелодич. развития Х.‑к. является периодичность (повторность фраз). Напевы имеют чёткий, равномерно пульсирующий ритм и 2—4‑дольный метр, обычно исполняются в едином темпе. Поэтич. тексты Х.‑к. складываются из 8—7 слогов и делятся на полустишия, в к‑рых последние слоги стиха, совпадающие с окончаниями фраз напева, растягиваются вдвое. К Х.‑к. относятся песни: деревенские (“Ташбулат ауылы көйө” — “Напев деревни Ташбулат”), уличные (“Беҙҙең урам” — “Наша улица”), шутливые (“Һин һөймәйһең” — “Ты меня не любишь”), трудовые (“Ҡаҙ өмәһе” — “Гусиная помочь”, “Тула баҫыу” — “Валяние сермяги”), гостевые (“Дуҫтар” — “Друзья”, “Алтын микән?” — “Золотой ли?”), исторические (“Абдулла-ахун”, “Бугэс маршы”, “Окопта” — “В окопе”, “Эскадрон”), философские (“Бейек тауҙа” — “На вершине горы”, “Узган гумер”, “Яңғыҙлыҡ” — “Одиночество”), эпические (“Кунгыр-буга”), зимогорские и рекрутские.

Лит.: Сулейманов Р.С. Теоретические аспекты музыкального фольклора южноуральских башкир: мелодический тип “халмак‑кюй” и его жанры // Проблемы востоковедения. 2009. №2 (44).

Р.С.Сулейманов

 

Жанры башкирской народной вокальной музыки

Яндекс.Метрика