Материалы

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, верхний уровень проф. образования, полученный в вузе на базе полного среднего образования. Задачами В.о. являются: удовлетворение потребностей личности, соц. общности в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии; воспроизводство и изменение соц. структуры общества, развитие наук и искусств посредством науч. иссл. и обучения; подготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов. В РФ для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, установлены след. ступени В.о. с присвоением квалификации (степени): “бакалавр” (срок обучения — не менее 4 лет), “специалист” (не менее 5 лет) или “магистр” (не менее 6 лет). В.о. можно получить в высших учебных заведениях по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната. Лица, имеющие среднее профессиональное образование, могут получить В.о. соотв. профиля по сокращённым программам.

Становление и развитие В.о. в Башкортостане связано с полит. и соц.-экон. преобразованиями, происшедшими в респ. после революции 1917. В дорев. период в крае число лиц, имеющих В.о., было незначительным. Согласно переписи 1897, в области науки, лит‑ры и искусства было занято 6 башкир, 169 русских, 5 татар; санитарно-врачебной деят‑сти — 66 башкир, 1,3 тыс. русских, 74 татарина; учебно‑воспитат. работы — 291 башкир, 2,2 тыс. русских, 186 татар. В вузах России получали образование в осн. представители высших сословий; в 1913 в них обучалось 12 башкир. С принятием декрета СНК РСФСР “О правилах приёма в высшие учебные заведения РСФСР” (авг. 1918) стали принимать всех желающих, достигших 16‑летнего возраста; преимуществ. право имели рабочие и крестьяне, отменялись представление док. об окончании школы и плата за обучение. Для подготовки к поступлению создавались рабочие факультеты и рабочие ун‑ты. Учащиеся направлялись на обучение по рекомендации парт. и комсомольских орг‑ций. С кон. 1920‑х гг., в связи с острой необходимостью в специалистах пром. и с.‑х. произ‑ва, в респ. развернулась массовая подготовка кадров. В.о. гл. обр. обеспечивало проф. подготовку, отличалось узкоотраслевой направленностью. К 1937 вузами респ. было подготовлено св. 1,2 тыс. специалистов, в 1939 насчитывалось более 7,4 тыс. чел. с В.о., в т.ч. 733 башкира. В годы Великой Отеч. войны, в связи с эвакуацией нас. прифронтовых районов страны, численность студентов в вузах респ. увеличилась с 2,6 до 3,8 тыс. человек. Последующие годы отмечены периодами падения и роста числ. студентов в вузах; так, в 1966 обучалось 30,6 тыс. чел., в 1981 — 54,7 тыс., в 1991 — 53,2 тыс., в 2005 — 156 тыс. (из них в гос. вузах — 134,8 тыс.), в 2011 — 169 тыс. (из них в гос. вузах — 148 тыс.) человек. За 1995—2005 в условиях совр. рынка труда введено более 50 новых специальностей и специализаций в области экономики и управления, юриспруденции, финансов, коммерции, новых технологий, энергомашиностроения, технологии переработки продуктов с.‑х. произ‑ва, медицины, педагогики и психологии, социологии, сферы быта и услуг, искусства и культуры. В соотв. с общерос. тенденциями в структуре подготовки специалистов увеличилась доля специалистов гуманитарного профиля. 37,7% выпускников приходится на сферу образования, 34,8% — произ‑ва, стр‑ва и сервиса, 13,7% — экономики и права (см. табл.). В целях обеспечения доступности проф. образования для сел. молодёжи, подготовки кадров для решения соц.-экон. проблем регионов, обеспечения востребованности выпускников вузов в РБ получила развитие целевая подготовка специалистов. В рамках целевой подготовки в вузах по очной форме обучалось в 2001 — 5,9 тыс. чел, в 2003 — 9,6 тыс., в 2005 — 11,4 тыс., в 2010 — 9,1 тыс. человек.

Истории становления В.о. в СССР и сов. Башкортостане посвящены труды Ш.Х.Чанбарисова (история зарождения высш. пед. образования в Башкирии, формирование сов. университетской системы), Ф.Х.Мустафиной (расцвет нар. образования в Баш. АССР) и др. Проводимые в РБ совр. иссл. в области В.о. связаны с проблемами регион. политики, реализации права на В.о., интеграции, акмеологии и психодидактики высшей школы, дистанционного обучения, качества В.о., гуманитаризации высшей техн. школы и др. (иссл. Р.М.Асадуллина, В.Л.Бенина, Г.И.Гайсиной, А.С.Гаязова, Е.В.Головнёвой, У.Г.Зиннурова, А.Б.Курлова, Р.Р.Мавлютова, Э.Ш.Хамитова, А.М.Шаммазова, Ф.В.Шарипова, Л.А.Ширяева и др.).

Лит.: Чанбарисов Ш.Х. История зарождения высшего педагогического образования в Башкирии. Уфа, 1991; Шаммазов А.М. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления. Уфа, 1998; Гаязов А.С., Хамитов Э.Ш., Каримов З.Ш. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании. Уфа, 2005.

Р.Н.Хазиахметова

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

 Выпуск специалистов государственными высшими учебными заведениями по отраслевой специализации учебных заведений, тыс. чел.

 

1956

1979

1991

2005

2011

Производство, строительство и сервис

0,41

3,2

2,6

6,8

9,8

Сельское хозяйство

0,286

0,72

0,743

1,7

2,25

Экономика и право

0,021

 

 

2

3,8

Здравоохранение, физкультура и спорт

0,21

0,644

0,661

1,3

1,4

Образование

1,2

3,2

3,2

9,5

10,5

Искусство

0,171

0,144

0,18

0,204

Яндекс.Метрика