Материалы

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, тепловой двигатель, в к‑ром происходит сжигание топлива и преобразование части тепловой энергии в мех. работу. По роду используемого топлива различают жидкостные и газовые; по рабочему циклу — непрерывного действия, двух- и четырёхтактные и др.; по принципу преобразования энергии — прямой реакции (реактивные), роторные (газотурбинный двигатель и др.), поршневые (с воспламенением: от сжатия — дизель; от искры — карбюраторный) и комбинированные (роторно-поршневые, турбовинтовые, турбопоршневые и др.). В двигателях прямой реакции теплота преобразуется в мех. работу в результате поступательного, в роторных — вращательного, в поршневых — возвратно-поступательного движения поверхности, к к‑рой приложена сила давления рабочего тела. Д.в.с. применяют в пром‑сти, на транспорте и др.

В 1934 с выпуска комбайнового мотора У‑5 начато произ‑во Д.в.с. на Уфим. моторном з‑де. В 1941 з‑д освоил произ‑во авиационного двигателя ВК‑105, в 1943 — ВК‑107. В 1966 выпущен Д.в.с. М‑412 для автомобиля “Москвич”. В 90‑е гг. разработаны разл. модификации и освоено произ‑во двигателей для автомобиля “Иж‑2126”, катера “Амур”, снегохода “Рысь”, мини-тракторов и др. Разработка Д.в.с. ведётся в УГАТУ (с 1958), НПП “Мотор” (1961), БГАУ (с 1980). С 1973 свободнопоршневые Д.в.с. с воспламенением от сжатия воздуха (разработка УГАТУ) используют в мотоскороходах и инструментах ударного действия.

Б.П.Рудой

Двигатели

Яндекс.Метрика