АССАМБЛЯЖ (франц. assemblage), в изобразительном иск‑ве произведение, составленное из необычных материалов. Техника А. возникла в нач. 20 в. из коллажа кубистов, ранней абстрактной скульптуры П.Пикассо и итал. футуристов. Как вид концептуального иск‑ва А. представляет собой одновр. интуитивное и осознанное совмещение в пространстве и на плоскости разнородных пластических и живописных элементов.

В Башкортостане в технике А. работают Н.Г.Байбурин (“Коралловая Мафруза", 1988; “Отдохни, Сизиф", 1989; “Чёрный пёс, кусающий за пятки", 2000), В.М.Ханнанов (“Лунная ночь", 1989; “Фрейдазм для мужчин", “Волшебная флейта" из цикла “Рождение мифа"; обе – 1997). Известны композиции Р.Х.Гаитова (“Посвящение Майлзу Дэвису", «Композиция “Sibilla"», “Квинтэссенция. Пятая сущность"; все – 1996), Р.Н.Бураканова (“Путь", “В деревне"; обе – 1998), Р.Р.Муратшина (“Эра механического кирпича", 1997; “Завоеватель", 1998). С кон. 80‑х гг. А. появляется на выставках “Инзер" (1989), “Март - Инзер" (1991), “Артыш" (1996; см. Художественные группы и объединения), “Гравицаппа‑1" (1997), “Гравицаппа‑2", “Науруз-Байрам" (обе – 1998).

 

Виды изобразительного искусства

Текст на башкирском языке