БАЛЕТОВЕДЕНИЕ, наука о балете, включает теорию, историю хореографии и балетную критику.

В Башкортостане Б. начинает формироваться одновр. со становлением профессионального муз.-театр. иск‑ва и развивается в осн. как балетная критика. Первые рецензии и критич. статьи на спектакли Театра оперы и балета, опубл. на страницах респ. газет и журналов, были написаны баш. писателями Г.Амири, Б.Бикбаем, А.Г.Бикчентаевым, К.Мэргэном и др. Большой вклад в развитие Б. внесли эвакуированные в Уфу в годы Великой Отечественной войны известные театр., лит. и муз. критики С.А.Андреев-Кривич, К.Н.Державин, М.Г.Пизов, Г.А.Поляновский, Г.М.Свердлов и др. Они рецензировали спектакли БГТОиБ, выступали с обзорными лекциями в лит.-муз. лектории Баш. филармонии. Так, премьере первого баш. балета “Журавлиная песнь” (1944) была посвящена статья Державина, содержащая оценку худ. особенностей спектакля, его образного языка, исполнительского иск‑ва артистов. В 50‑е гг. балетные спектакли БГТОиБ “Журавлиная песнь” Л.Б.Степанова и З.Г.Исмагилова и “Лауренсия” А.А.Крейна, представленные на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве (1955), были освещены в статьях крупных музыковедов и ведущих мастеров сов. хореогр. иск‑ва Р.В.Захарова, Л.М.Лавровского, Л.Н.Лебединского, А.М.Мессерера, И.А.Моисеева. В 60—70‑е гг. о баш. балете писали Э.В.Бочарникова, Ю.Н.Григорович, В.И.Уральская, Н.И.Эльяш и др.

Достижения баш. балета привлекали внимание муз.-театр. критики в республике. Становлению нац. балета посвящены работы Л.П.Атановой, О.Н.Белунцова, С.С.Саитова, Р.Х.Хайруллина и др. Вышли в свет монографич. исследования об иск‑ве первого поколения артистов баш. балета “Мастера балетного искусства Башкирии” Хайруллина (1963; о тв‑ве З.А.Насретдиновой и Х.Г.Сафиуллина), “Танец ликующий” Саитова (1968; о тв‑ве Г.Г.Сулеймановой и Ф.М.Саттарова). О развитии баш. хореографии написаны работы Г.Н.Ахмадеевой, Г.Х.Ахметовой, Г.Л.Галимовой, Г.С.Галиной, Н.Ш.Губайдуллина, Э.М.Давыдовой, Х.Ф.Мустаева, Е.Р.Скурко, М.А.Тагировой и др.

Исполнит. иск‑во артистов баш. балета нашло отражение в монографии Галиной “Тамара Худайбердина” (1999), кн. А.П.Филиппова “Востребованные временем” (1999; очерк “Лебединая песнь” о тв‑ве И.Х.Хабирова), Н.А.Жиленко “Гран-па башкирского балета” (2007). Материалы о фестивалях и конкурсах балетных, развитии баш. балета публикуются в ж.“Ватандаш”, газ.“Рампа” и др.

Р.Н.Хабирова


Текст на башкирском языке


БАЛЕТ

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ