АЙТЫШ (әйтеш), жанр баш. фольклора, состязание‑диалог мастеров худ. слова в искусстве поэтич., реже прозаич. импровизации. Исполнялся обычно под думбыру на нар. торжествах, йыйынах. Для мн. А. характерна аллегоричность. Поэтич. форма А. присутствует во мн. эпосах и кубаирах, напр., диалоги Нэркэс и Хаубана (“Акбузат”), Хабрау‑йырау и Токтамыш‑хана (“Идукай менэн Мурадым”), баш. батыра Кужака и ногайца Таргына (“Таргын менэн Кужак”). Прозаич. форма А. распространена в новеллистич. сказках (“Торахан менән Йәнәбәхан һәм Ерәнсә‑сәсән” – “Турахан, Янебахан и Ерэнсэ‑сэсэн”); кулямасах (“Ерәнсә сәсәндең өйләнгәне” – “Как Ерэнсэ‑сэсэн женился”). Изв. мастерами А. были Баик‑айдар (“Байыҡ сәсәндең ҡаҙаҡ аҡыны Бохар менән әйтеше” – “Айтыш Баик‑сэсэна с казахским акыном Бухаром”), Карас‑сэсэн (“Карас менэн Акша”), Кубагуш‑сэсэн (“Аҡмырҙа сәсән менән Ҡобағош сәсәндең әйтешкәне” – “Айтыш Акмурзы‑сэсэна и Кубагуш‑сэсэна”) и др. По воспоминаниям Р.Ф.Фахретдинова, осенью 1894 в Уфе состоялся А. между Акмуллой и М.И.Уметбаевым; в 1917 в Оренбурге – между Ш.Бабичем и Ченекаем. Совр. баш. поэты (Г.Г.Зарипов, Б.М.Искужин, А.Утябай, М.Ямалетдин и др.) и сэсэны (Х.Ш.Абубакирова, В.З.Садыкова, Р.А.Султангареева и др.) часто обращаются к традициям этого жанра. А. бытует у мн. тюркоязычных народов.

Лит.: Иҙелбаев М.Х. Башҡорт ауыҙҙ‑тел әҙәбиәте. Өфө, 2000.

А.М.Сулейманов

Устное народное поэтическое творчество

См. также

КОНКУРСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

ЛИТЕРАТУРА ИЗУСТНАЯ